Правильно ли я поступаю?
У моего покойного отца осталась старенькая тетя. Она живет в другом городе (в 700 км). Отец ей помогал, пока мог, - похоронил ее сына, оплатил долги, из-за которых ее собирались выселять из квартиры, посылал деньги… И 6 лет назад она подарила ему квартиру по дарственной (по своей воле). Затем она просто продолжала в ней жить, а отец слал ей деньги и приезжал по первому требованию. В наш город она переезжать отказывалась наотрез. Одно время я планировала переехать к ней, но она дала понять, что очень и очень этого не хочет, и я забыла о переезде навсегда.
Внезапно скончался отец, и я взяла его обязательства перед тетей на себя. Но у тети вдруг появились "друзья", и она стала меняться - стала говорить плохо об отце, которого до этого очень любила, ругала меня... Однажды ее "друзья" позвонили нам и в агрессивной форме потребовали крупную сумму "тете на операцию глаз". Моего приезда и разговора с врачами не требовалось - только деньги. Я все-таки приехала, поговорила с врачами, поняла, что это мошенничество чистой воды, и отказала. Тогда же тетя сказала, что не позволит мне переоформить квартиру на себя. Я это приняла легко - как бы наивно это ни звучало, мне квартира была не нужна, и я не считаю ее своей. Я уехала, но оскорбления папы и требование денег усугубились, а потом тетя вообще бросала трубку, когда я ей звонила. И я перестала.
Прошло пару месяцев: я молча шлю нужную сумму и не звоню. Но вот два дня назад мне звонят те самые "друзья" и говорят: тетя впала в маразм, ей нужна сиделка. Переехать я не могу, поэтому начала думать, что делать (муж посоветовал продать квартиру, а тетю за эти деньги определить в хороший дом престарелых). Но на следующий день новый звонок - с внезапной истерикой, обвинением меня в бессовестности и угрозами - мы сделаем все, чтобы квартиру вы не получили. После этого звонки следуют по пять раз в день - то с просьбой прислать денег на сиделку, то с просьбой… переписать квартиру на них, а они уже досмотрят тетю.
Проблем у меня масса:
1. Я чувствую себя очень и очень виноватой: я не смогу жить с тетей в другом городе, но как помочь, не знаю.
2. Я не знаю, как разговаривать с ее "друзьями", которые очень давят на меня, я дергаюсь от каждого звонка, не могу работать.
3. Я не хочу этой квартиры - я просто не смогу ее принять, но и дарить вымогателям ее не хочу.
И самое главное - я очень мучаюсь от всего этого. Конечно, проблема эта скорее юридическая и моральная, но я все же хотела бы, чтобы мне помог психолог.

Відповіді психологів
Елена Владиславовна Михайлик психолог
Здравствуйте, Аня.
У Вас есть чувство вины, но тетя тут абсолютно не при чем. Это Вы решили, что на эту ситуацию Вы должны реагировать чувством вины, значит изменить свое решение тоже дело Ваше. То же касается и "друзей тети", это Вы решили, что они имеют право так с Вами разговаривать, от этого и терпите их. Разобраться почему Вы позволяете так к себе относиться, почему решили, что Вы должны тете, когда и из-за чего выбрали как реакцию - чувство вины - можно на очной консультации.
Теперь немного о Вашей тете: она сознательно сделала выбор в своей жизни жить именно так, она сознательно выбрала себе именно таких "друзей", она не могла не понимать последствий отрыва от родных, и все-таки сделала это. Ответственность за её жизнь и её выборы лежит полностью на ней. Если хотите - Вы можете брать на себя ответственность за то, что тетя так распорядилась своей жизнью, НО это Ваше право, а не обязанность, если Вы так легко берете на себя ответственность за чужую жизнь и чужие выборы, то тогда возьмите на себя еще ответственность за Хиросиму, башни-близнецы, Чечню и прочее. Вы почему-то решили, что вправе это делать, так что ж по-мелочи брать (только тетю), берите тогда ответственность за весь мир!
Очень интересно только когда Вы успеваете быть счастливой в своей жизни, если у Вас столько дел?
С вопросом "кто виноват", надеюсь, разобрались, теперь вопрос "что делать".
Свои реакции, свои чувства Вы можете проработать на очной консультации, после этого сможете более спокойно взглянуть на ситуацию.
Насчет тети можно совместно с мужем составить список возможных вариантов, которые будут полезны тете и необременительны для Вас. Почему совместно с мужем, потому что во-первых он тоже разделит с Вами то, что самой Вам нести уже невмоготу, а во-вторых, он как человек менее во все это вовлеченный может обеспечить "взгляд со стороны" и если что вычеркнет вариант, который впоследствии станет для всех обузой.
Если честно, то я тоже не понимаю зачем отдавать квартиру людям, которые так Вас тиранят.
Так же непонятна ситуация с тетей, действительно ли она в маразме или этого очень хочется её "друзьям", тут лучше бы убедиться во всем лично.
Удачи Вам.
Доповнення від автора питання ·
Дорогая Елена Владиславовна! Огромное спасибо Вам за ответ, мне после него стало легче. Мне очень жаль, что Вы в не в одном городе со мной, потому что я с удовольствием пришла бы на консультацию к Вам. Мне это действительно нужно.
После Вашего ответа я взглянула на ситуацию иначе, но все равно в голове осталась мысль, что я не сделала всего, что могла, что ДОЛЖНА была сделать.
Тетя старенькая - ей под 90 лет, и она вряд ли принимала решения сознательно. Я ее люблю, и мне кажется, что я могла бы оградить ее от трудностей. Но Вы правы - она этого не хотела, и я бы могла только навязать ей свою помощь, но это вряд ли было бы нормально. В последнюю нашу встречу она меня просто выгнала, сказав, что мне квартиру передавать не хочет, что я ужасный человек, и что видеть она меня не желает. И мне было это больно слышать. Может, я действительно такая?
Ее "друзья" на это и давят: мол, ты унаследовала квартиру, а поступаешь, как последняя сволочь, бросаешь свою родную тетю (на самом деле не родную, но это и не важно)... И я теряюсь: я могу уехать к ней и ухаживать за ней, мне нетрудно присматривать за старушкой, как бы она ко мне ни относилась. Но здесь у меня остается семья, мать-пенсионерка (тоже не совсем здоровая), работа. Мой шеф терпелив, и он отпустит меня даже на месяц-другой. Но моих сбережений просто не хватит на эту поездку и жизнь в другом городе. Но хуже всего - у меня не хватит сил. Для меня это слишком большая ответственность, и мне очень стыдно за то, что я ее не "тяну". И я не знаю, имею ли я моральное право потом просто взять и как ни в чем не бывало продать эту квартиру и пользоваться этими деньгами,как своими.
Елена Владиславовна Михайлик психолог
Писала-писала Вам ответ, а он "слетел", итак, попытка№2 )))
Очень меня умилило Ваше "ДОЛЖНА"! Сразу куча вопросов возникает:
-кому ДОЛЖНЫ?
-как часто ДОЛЖНЫ?
-сколько еще сможете жить так, в ДОЛГАХ?
-зачем Вам быть ДОЛЖНОЙ?
-кто подсказал такую интересную идею?
-а если тигру сказать, что он ДОЛЖЕН с этих пор есть траву, то куда Вы пойдете?
Почему тигр оказывается мудрее Вас? Почему он не станет идти против своей природы, а Вы - пожалуйста? Что случается с людьми, которые долго себя насилуют? Тут могу подсказать: нервный срыв, невроз, "нечаянное" действие, которое влечет за собой разрушение карьеры или\и семьи. Вот так организм "выключает" нас от глупых мыслей. Какой вариант Вы предпочитаете?
Как часто Вы считаете, что знаете лучше самого человека - что будет для него лучше? А если Вы не правы, а человек Вас послушал?
Как будете отчет о своей жизни давать? "У меня не было времени быть счастливой, потому что я старалась заставить остальных быть счастливыми так как я это понимаю"?
Наверняка Ваша тетя не с 90-та лет начала свою жизнь, все-таки она в 90 уже пожинает плоды, значит она к этому шла долго и планомерно, значит у нее в жизни была масса способов изменить ситуация и каждый раз она этим не пользовалась. Вы за каждый такой случай будете в ответе или с какого-то определенного времени? )))
Почему она так решила - её дело. Почему Вы решили, что ДОЛЖНЫ - Ваше дело. Вы можете оставаться ДОЛЖНЫ, а можете на очной консультации это исправить, выбор за Вами. Ваша жизнь - Вам её и жить.
Самый простой способ - залезть в базу данных на этом сайте, найти психологов в своем городе, прочесть на их страничке чего они отвечали другим людям и выбрать себе психолога "по душе".
Вдобавок можете поискать в интернете "Слова Ванталы", если будете читать их не головой, а слушая какие чувства отзываются в сердце или душе на каждый пункт, то тоже можете навести хоть немного порядок в мыслях.
Удачи Вам.
P.S.: временами вспоминайте, что Вы - не Бог и не можете знать лучше кому-то от Вашего желания им счастья или хуже. )))
Доповнення від автора питання ·
Елена Владиславовна, огромное Вам спасибо еще раз! Я все выходные вспоминала Ваши слова, и мне становилось легче. Очень позабавил Ваш пример с тигром, и я теперь постоянно его вспоминаю, если на меня начинает накатывать желание сделать кого-то счастливее) Ваши советы помогли мне "переключиться", и я стала значительно спокойнее, а это уже плюс.
Я обязательно найду психолога в моем городе, и надеюсь, что научусь вести себя правильно. Моя самая большая проблема - в том, что я вначале пасую и теряюсь, а потом, когда разговор заканчивается, я начинаю его прокручивать в уме, и думать, что бы я могла на все это ответить, и терзаться, что я вовремя не ответила. Так что мне еще предстоит многому учиться :)
Елена Владиславовна Михайлик психолог
Очень надеюсь, что работая на очной консультации Вы наконец подружитесь с собой ))) Поверьте, Вы можете стать себе самым верным другом!
"Моя самая большая проблема - в том, что я вначале пасую и теряюсь, а потом, когда разговор заканчивается, я начинаю его прокручивать в уме, и думать, что бы я могла на все это ответить, и терзаться, что я вовремя не ответила."
Поразительно! Просто фантастика! Какая Вы счастливая! Это самая Ваша большая проблема! Как я бы хотела, чтоб у всех моих клиентов это было бы самой большой проблемой )))))))))))) Так нет, приходят с таким "набором"!!! Поверьте, многие были счастливы поменяться своим набором с Вашей "самой большой проблемой" ))))
"Зачем гнаться по следам того, что уже окончено" (М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита") Вы наверное видите цель, раз Вы это делаете с таким упорством ))) А Булгаков был слеп!))))))
Да, Вы такая, но во-первых в этом ничего страшного нет, а во-вторых это можно изменить, если для Вас это неприятно. Вспомните "тургеневских барышень", перечитайте "Вишневый сад" Чехова, так те дамы были как осенние листья, они еще больше терялись, еще больше терпели и жили столько и так как это диктовали внешние обстоятельства. Они тоже имеют право на жизнь. Их выбор жить так, они имеют право быть такими. Отчего Вы не принимаете себя, хотя по сравнению с "тургеневскими барышнями" Вы, наверняка по-жестче будете.
Кто придумал что Вы должны быть несгибаемой Тэтчер?
Да и если Вы уж так хотите ею быть - можно научиться, хотите ли Вы? Себя такую Вы знаете, с собой такой Вы уже не первый год знакомы, а что будете делать с "железной леди"? Готовы ли Вы к тому, что окружающие тоже могут Вас не узнать, что люди, которые любят Вас такую могут просто по-потихоньку от Вас отойти? Действительно ли Вы хотите таких перемен в своей жизни?
"Бойтесь своих желаний, они сбываются" и "Хочешь ли ты чего желаешь"? ))))
Доповнення від автора питання ·
Ну, конечно же, это далеко не единственная моя проблема) У меня тоже есть целый "букет", и нерешительность в нем далеко не главный экземпляр. Я даже сама не знаю, от какой проблемы я буду мучиться через час, и это, конечно, нужно менять. Я собираюсь в ближайшее время записаться на консультацию, хотя мне все больше и больше хочется поехать в Харьков, чтобы попасть к Вам. Жаль, что за один поход к психологу всех моих проблем не решить.
Елена Владиславовна Михайлик психолог
За один поход может и не решить, но и не так все сложно как Вам кажется. Мне показалось, что у Вас уже достаточная мотивация, человеческим языком выражаясь: Вас это порядком достало )))
А когда мотивация есть и готовность работать есть, то все не так сложно и долго.
Я часто выполняю запрос клиента за 3-4 консультации, так что не так страшен черт как его малюют ))))
Если хотите, напишите мне письмо, адрес можно взять на моей страничке, я подскажу несколько упражнений, это, естественно не отменяет очную консультацию, но может помочь немного привести мысли в порядок.