Болезненность критики
Уважаемые психологи!
Помогите разобраться.
Я очень болезненно переношу любую критику. Проблема тянется с детства. Стоит в любой сфере меня хоть чуточку покритиковать - продолжать дело не хочется, опускаются руки, становится обидно. Из-за этого же часто не берусь за какие-то дела,не высказываю мысли - боюсь критики. В следствии этого, часто выгляжу как чеорвек без мнения. Понимаю, что это неправильно и мешает жить.
Почему такое происходит? И как справиться?
Буду благодарна за любые мысли по моей проблеме.
Заранее спасибо.

Ответы психологов
Елена Константиновна Дмитренко психолог
Добрый день.
Скажите после чего это началось?кто вас критикует?какая именно критика?
Спасибо
Дополнение от автора вопроса ·
Это происходит, сколько себя помню. Такой своеобразный максимализм. Если в школе я была не лучшая, т.е. если не хвалили, все, жизнь на этом заканчивалась. Расстройство было страшное.
Сейчас то же самое, только в других масштабах.
На работе, к примеру. Есть хорошие идеи. Но высказываюсь только тогда, когда уверена, что это кому-то понравится.
Если же есть поправки к моим предложениям - вида не подаю, но в душе происходит примерно такое:"Опять я все делаю не так..."
Елена Константиновна Дмитренко психолог
Очень странно,ведь вы себя так очень ограничиваете,вы это понимаете.Я тоже очень болезннено относилась к критике,когда поняла что это вовсе не говорит о моей несостоятельности.
Что будет с вами если вы ошибётесь?пофантазируйте над этим.Как вы будите выглядить?Что чувствовать?
Какте отношения с родителями,как они вели себя с вами?
Спасибо.
Дополнение от автора вопроса ·
О, родители и детство это отдельная проблема)
От меня требовался максимум: учиться только на пятерки. Четверка - уже плохо. Меня постоянно сравнивали с другими детьми. "....вот посмотри, эта девочка всегда аккуратная, а у тети Иры дочка так хорошо учится...да ты такая бестолковая, будешь так учиться - вообще в жизни ничего не добьешься..."
И хотя сейчас с мамой довольно теплые и доверительные отношения, это результат работы над собой... сказалось увлечение психологией)))
А с папами не повезло. Я им была не нужна. Ни родному, ни отчиму. Может быть, отсюда желание доказать, что я самая лучшая....
Елена Константиновна Дмитренко психолог
Может быть и от туда.
Неуверенность в себе говорит о хрупкости.
Вы знаете критика бывает разной и конструктивной и деструктивной.
На Деструктивную можно отвечать агрессией,а к другой можно иногда и прислушиватьс.
Но неужели вас никто не хвалит??Как вы реагируете на это??
Дополнение от автора вопроса ·
Ну вот если похвалят...))) Энтузиазм продолжать что-то делать огромный))) Испытываю что-то похожее на короткое счастье)))
Спасибо огромное за ответы и внимание к моей проблеме, Елена Константиновна))
Говорю себе то же самое, но слышнее, когда говорят со стороны)))
Дополнение от автора вопроса ·
До сих пор чувствую боль от ненужности отцам....Можно ли с этим справиться?...20 лет прошло как никак.... но не могу понять и смириться....
Елена Константиновна Дмитренко психолог
Так вы болезненно переносите критику мужчин??
Можно просто Лена))))
Я думаю вам стоит пойти на консультацию.Там вы более подробно сможите разобраться с проблемой и попытаться её решить.
Дополнение от автора вопроса ·
Я тоже Лена) Очень приятно))
нет, не только мужчин. я долгое время, уже будучи самостоятельной, боялась говорить о своих решениях маме, хотя и чувствовала их правильность. Мне проще согласиться с другими и потихоньку делать все по-своему)))
Дополнение от автора вопроса ·
Беда в том, что на консультацию нет возможности сейчас пойти. И хочется попробовать разобраться самостоятельно) Ведь я уже во многом себя изменила, справилась с какими-то комплексами)))
Елена Константиновна Дмитренко психолог
Через страх нужно проходить.Вам нужно взать себя в руки и учится реагировать не так остро.Наберитесь смелости,ведь вы явно не умственно отсталая(я не в обиду),вы многого достигли,смогли наладить отношения с мамай,работаете над собой.Это уже говорит о вас как об успешной.Теперь надо приложить усилия и позволить себе иногда ошибаться.Ведь ошибки можно исправить.
А окружающим вы позволяте ошибаться??
Дополнение от автора вопроса ·
Да) Кстати, очень спокойно и снисходительно отношусь к проколом окружающих)Хотя, конечно, ошибки бывают разные. Но если никто от этой ошибки не умер, то все остальное поправимо, я думаю)И не стоит того, чтобы травмировать человеческую психику резкой критикой))
Елена Константиновна Дмитренко психолог
ну возможно и окружающие думают также о вас.Вы над этим не задумывались??Возможно окружающими это воспринимаеться не как ваш промох и они не думают о вас за это плохо.Вы говорили с вашими коллегами они что вам говорят.Может это только ваши фонтазии,что вы будите выглядеть нелепо??
На совещании кто-то высказывает ошибочные мнения или нет??
Вы сами себя любите??
Максим Анатольевич Валеватый психолог
Добрый день!
Очень интересно, конечно, разобраться в истоках такой болезненной реакции. И найти причины в детстве. Серьезно, поможет.
Но Вам уже 25 и, думаю, теперь Вам отвечать за себя.
Боязнь критики, боязнь ошибиться... Ну что ж делать, надо учиться ошибаться. И убеждаться, что это не конец света и мама Вас не разлюбит за двойку в дневнике.
Поэтому предложение: поделайте глупости. Ошибитесь нарочно. И чем глупее, тем лучше. Самый оптимальный вариант - отмочить такое, чтобы всем и Вам самой стало смешно.
Ловушка тут такая: когда Вы хотите сказать и сделать нечто умное, а это раскритиковали - то это больно. А если Вы изначально планировали глупость, то обвинить Вас можно только тогда, когда получилось нечто умное:)
Попробуйте побыть в состоянии умышленной ошибки.
Успеха!
Дополнение от автора вопроса ·
Максим Анатольевич, благодарю)) Очень улыбнуло предложение)) Я обязательно попробую!)))) Чтобы такого ерундового сделать?;)
Лена, может Вы и правы) Я думала, над тем, что мои ошибки тоже не смертельны. Но возникает вот это вот "но...". К себе более требовательна, чем к другим. Это привито в детстве на примере младших брата и сестры. Я должна быть великодушной и прощать, потому что они маленькие. А меня в таком же случае ругали. Синдром старшего ребенка.
Елена Константиновна Дмитренко психолог
Это да((
А вот про умышленную глупость стоит попробовать.
Я думаю реакция будет не такой ужасной.)))))
Дополнение от автора вопроса ·
Спасибо, Лена)
Ваши слова вселили уверенность, что и с этим я справлюсь обязательно))