Граница между жертвенностью и заботой
У меня дозрел вопрос. Как мне поступать в отношении своей мамы?
Ситуация следующая. Мы живем отдельно уже 10 лет. В разных странах. Она уехала помогать бабушке после инсульта и осталась там после смерти своих родителей.
Теперь она звонит мне и жалуется, что в ее доме зимой 13 градусов тепла, что она болеет постоянно, что у нее нет денег, нет работы, что у нее не убиралось и не стиралось 2 месяца в доме.
Я переезжать не хочу, забирать ее к себе тоже не хочу. Хотя иногда такое желание появляется от жалости. Мне кажется, она не совсем отдает себе отчет в том, что делает.
Хочу добавить, что я выросла в семье алкоголиков. Мама сначала вела себя как созависимая, теперь после смерти отца и ее родителей, кажется, уже алкоголичка. Иногда мен кажется, что я ее ненавижу, по крайней мере терпеть не могу за все, что она делала. И во многих неприятностях детства (провокации отца, скандалы, постоянно небезопасная обстановка дома - отец угрожал ножом и ей и мне, они дрались до реанимации) виню ее. Иногда другая крайность - жалко ее до слез и стыдно, что не могу о ней позаботиться как следует, помочь ей.
Как мне помочь ей при этом не нанеся себе урон? Вот собираюсь съездить, оценить обстановку на месте - может ли этот человек сам о себе позаботиться. Как это определить? А если окажется, что человек невменяем, что делать?

Відповіді психологів
Тетяна Вікторівна Кравець психолог
Здравстуйте!
Созависимость и алкоголизм, - тяжелые психологические заболевания. Думаю, Вам известно! Известно, наверное и про СВДА?
Конечно, поедьте, разведайте обстановку! Но, с уверенностю, что услышите обвинения, упреки, требования. Будьте готовы, чтобы не вспылить! Ето без надобности в случаи с алкоголь-зависимой, соцыально пострадавшей женщиной. Рассчитовайте на ето!!! А также и на то, что едете распознать соцыальное благополучие мамы. Получив соцыальное улутшение, ее психическое состояния может наладитсо.
А знала ли Ваша мама во время прожывания с отцом, что она созависимая и что следует вести себя по-другому??? Подозреваю, что нет.
Протиречивость Вашых чувств понятна. Возможно, если попробовать и подумать как,то долг перед родителем и защита своего "Я' могут со-существовать.
Доповнення від автора питання ·
Спасибо, Татьяна Викторовна, за ответ. СДВА - созависимые взрослые дети алкоголиков, правильно? Я недавно узнала о своей созависимости, делаю шаги, но моментального чуда не бывает:)) Каждая предстоящая встреча с родственниками - как пытка:))
Вы говорите - распознать социальное благополучие. А как же его распознать, если она не может элементарно о себе позаботиться? Хвалить то, чего нет? Тут я не очень поняла, как это сработает. Как мне строить свое поведение, чтоб она поняла, что ее жизнь - в ее руках и она за нее отвечает? Мне важно, чтоб она поняла, что ей помогают, но живет-то свою жизнь она.
Тетяна Вікторівна Кравець психолог
Здравствуйте, рада за Вас, что Ви согласны с утверждением о том, что изменения образа мышления, поведения, - ето процесс долговременный. Удачи Вам в етом!!!
"Распознать социальное благополучие", - ведь как-то Ваша мама в другой стране заботилась о себе! Но, теперь Вы утверждаете, что "она не может элементарно о себе позаботится". Где-то же она живет, питание... Скорее, ети составляющие отвечают за материальное благополучие, но материальное, отвечает за социальное (с кем мы общаемся, где работаем, наша культура, ценности...) Как думает Ваша мама, с кем общаетсо, - ето конечно долговременный етап для изменений (если ето необходимо,и вообще возможно). И вряд ли Ви повлияете на ети соц изменения, будучи в другой стране и мало общаясь с ней по телефону. А вот материальное (пусть назовем ето социальным)- в Ваших руках. Поскольку Вы человек молодой, здравомыслящий.