Чувство вины
Здравствуйте!
Не могу себя понять. Может, вы поможете мне разобраться.
Три года назад расстались с мужем, по его инициативе, год назад развелись. Отношения поддерживаем, он звонит, приходит. У нас сын - я хочу, чтоб они общались друг с другом, поэтому бывший муж часто к нам приходит. В распаде нашей семьи обвиняет меня, хотя я сделала все возможное, что было в моих силах, чтобы ее сохранить. Сейчас у него есть подруга. Но и меня как бы не отпускает до конца.
После <a href="/category-razryv-razvod-pg-1">развод</a>а у меня были отношения с одним человеком, но очень неопределенные - мы были с ним близки, обоим хорошо вместе, но серьезных отношений он не хочет, я так понимаю. Неоднократно пыталась выяснить, что у нас и какое будущее, в ответ только слышу, что все сложно, и что я ничего не понимаю, а объяснять не хочет ничего. Инициативы с его стороны очень мало, почти что нету. Выяснять я уже устала. Считаю, что нету у нас будущего, хотя очень нравится он мне.
Недавно познакомилась с мужчиной. Пригласил на свидание. Я не могу дать ответ, не могу решить - идти или нет. Мучает чувство вины - перед бывшим мужем и другом. Я сама понимаю, что это глупо. И понимаю, что так я свою личную жизнь никогда не построю. Что сделать, чтобы перестать чувствовать себя виноватой?

Відповіді психологів
Елена Владиславовна Михайлик психолог
Здравствуйте, Лена.
Ваш муж и нынешний друг могут только "предложить" Вам почувствовать себя виноватой, а вот чувствовать или нет - выбор делаете Вы, лично Вы, абсолютно самостоятельно.
Легче всего переложить ответственность за свой выбор на другого: он меня обвиняет, он меня обижает, он меня раздражает, он меня не отпускает, он не может определиться и прочее.
Ваша жизнь - Ваш выбор, именно Вы делаете выбор обидеться, разозлиться, улыбнуться, почувствовать себя виноватой, позволять себя не отпускать, позволять решать кому-то за себя. Почему Вы выбираете такие варианты реакции - проще понять на очной консультации, зачем они Вам нужны и что за ними стоит, сколько Вы еще готовы так жить.
Ответьте себе на вопрос, когда Вам надо будет давать отчет Богу сможете ли Вы сказать: "Я никак не могла быть счастливой, потому что то муж меня не отпускал, то друг никак не мог решиться меня осчастливить, то я ждала еще кого-то или чего-то" Где Вы в Вашей жизни? Где Ваши решения, желания, выборы, мечты? Что бы Вы сказали своей младшей сестренке, если бы она сидела и чего-то от кого-то ждала? Сколько Вам еще не жалко своего времени, своей жизни, сколько Вы еще готовы ждать?
Подумайте об очной консультации.
Удачи Вам.
Нелли Викторовна Дебелая психолог
Лена, чувствовать себя виноватой или нет, действительно, только вам выбирать. Есть такое выражение: можешь изменить ситуацию - измени ее, не можешь - измени отношение к ней.
Обычно под чувством вины скрывается целая толпа малоприятных чувств, каждое из которых готово заявить о себе рано или поздно. Позвольте себе позаботиться о вас. Поработайте с психотерапевтом. Если готовы переходить на качественно новый уровень жизни (не в материальном, конечно, плане, а в психологическом:), - действуйте. Не казните себя и не наказывайте бездействием. Лучше быть счастливой, здоровой и богатой, чем несчастной, бедной и больной. Удачи!
Доповнення від автора питання ·
Спасибо за ответы!
Возможно, больше вины я чувствую из-за того, что разрушился брак. Хотя понимаю, что ответственность за отношения несут двое. И что выше головы не перепрыгнешь. Я сделала все, что могла. И с отношением к мужу уже более-менее разобралась.
А вот с другом сложнее. Я так понимаю, что влюбилась в него, и не могу оставить надежду, что мы могли бы быть вместе. Мне кажется, что вступая в отношения с другим, я совершаю предательство по отношению к другу. Хотя он живет с другой женщиною, и о том чтобы быть со мной, никогда и речи не шло, просто говорил, что со мной хорошо, и что возможно, когда-то уйдет от той.
Я себя почти заставляю общаться с другими мужчинами, и с тем, новым, в частности.
Нелли Викторовна Дебелая психолог
Когда вы решите, что ваши желания для вас важнее, чем отношения с бывшим мужем и м.ч., отншения с которым всегда в подвешенном состоянии, когда вы решите, что готовы принять себя и сказать себе "да!", когда решите, что вам жалко вашего оставшегося времени на жизнь тратить не на себя, а на вину и прошедшие отношения - приходите на очную консультацию и начинайте учиться быть счастливай. Удачи!