Правильно ли я поступаю, пытаясь помочь наркоману?
Вечер добрый. У меня есть друг детства. Всегда общались очень хорошо. Он меня всячески поддерживал, защищал. Сейчас выросли, ничего не изменилось. Ему 24 года и уже почти пять лет он плотно сидит на героине. Большинства его друзей, с которыми он торчал — уже нет. Я недавно первый раз поняла насколько ему сейчас плохо. Он сам сказал что чуть ли не помирает. Его несколько раз направляли в лечебницу… выходит, держится какое то время, начинает заново. Вчера я к нему домой приехала, он первый раз за последний месяц был в здравом уме. Сказал что хочет уехать в Питер(его родной город) и попросил что бы я с ним поехала. Ну, следила за ним, не давала к игле прикасаться. Он в этом плане только меня и слушает, на просьбы родителей/друзей внимание никогда не обращал. Я как то взялась за него, и он протянул без наркоты две недели. Но у меня начались экзамены-я в учебу ушла, он вскоре опять начал. В общем я не могу решиться… Мишка самый дорогой мне человек, я всегда стремилась ему помочь. Но в свои 19 лет, я должна заниматься своей жизнью… к тому же мне предложили очень перспективную работу… как то эгоистично звучит. А я сомневаюсь, что эта поездка займет мало времени. Короче говоря я запуталась. Он мне очень дорог как друг, но я все равно не могу определиться… Посоветуйте, как лучше поступить.
Причем ладно бы человек в душе гнилой был, я бы в сторону ушла. Но этот то, добродушный, заботливый, детей любит..еще много положительных качеств. И главное - он сам горит желанием бросить употреблять. Это уже хорошо.
Я полностью осознаю, что делаю не правильно. Но смотреть как загибается дорогой мне человек, я тоже не могу. Права ли я, собираясь на время перебраться к нему, и посмотреть что из этого получится?

Відповіді психологів
Елена Владиславовна Михайлик психолог
Здравствуйте, Ася.
У Эрика Берна в книге "Игры, в которые играют люди" описана очень интересная игра "Страдалец (алкоголик или наркоман) - тиран - спасатель", очень похоже на то, что Ваш друг играет роль Наркомана-страдальца, Вы - Спасителя, и Вам виднее кто играет роль Тирана.
Почему это похоже на игру? Если Ваш друг очень хочет отказаться от наркотиков, то он должен быть благодарен за любую помощь любого человека, но тогда почему он отказывается от помощи родных и друзей?
Спасителем быть - очень престижно для Совести, бонусы за игру не малые, ведь вот как получается - Вы Та Единственная, Которая Может Помочь, Спасти, Вытащить из Пропасти! Вам всего 19, но Вы ого-го сколько можете, Вам удается то, что не удалось стольким людям! Вот такие могут быть бонусы, но и цена немалая. Цена все-го навсего Ваша жизнь. Если Вы готовы быть такой хорошей, ценой передачи Несчастному своей жизни - Ваш выбор.
Жизнь Вашего друга это череда его выборов, хорошие или плохие, но он это выбрал. Он мог сделать любой выбор, но выбрал поступать так, зачем это ему мы можем только догадываться, но вот почему должны за его выборы нести ответственность Вы? Он хороший человек - прекрасно, Вы собираетесь подарить свою жить всем хорошим людям?
Похоже, что Вы считаете себя в ответе за всех хороших и несчастных, хорошо, тогда почему бы Вам не отдать все свое имущество детям Африки или не пойти ухаживать за больными проказой? По крайней мере дети Африки не выбирали голодать, а больные проказой тоже могли быть случайными жертвами, Ваш же друг шел к этому планомерно и с завидным упорством. Он делал этот выбор каждый раз, когда прикасался к игле.
Играть в такую интересную игру со спасением можно достаточно долго, некоторые играют в это всю жизнь, но вот помощь ли это?
Если человек берет на себя ответственность за свою жизнь - это реальная помощь,если он не имеет сил, чтобы сделать это самостоятельно, но принимает с благодарностью любую поддержку или помощь - это тоже реальность, а не игра. Если человек не имеет сил бросить одним махом, но делает хотя бы планомерные и постоянные шаги в этом направлении и готов принимать поддержку близких - это реальность.
Хотите жить в реальности или в игре - Ваш выбор, сделайте его для себя.
Вы в ответе только за одного человека, Вы должны сделать счастливым только себя, если будете счастливы Вы, то Ваши друзья и близкие будут рады за Вас и в их жизни Вы будете светлым, радостным лучиком.
Удачи Вам.