Патологический перфекционизм?
И снова - здравствуйте!
Я не уверена, что на мой вопрос есть какой-то конкретный ответ, но, может быть, я хотя бы пойму причины такого мировоззрения, и их корень.
Проблема такая, что все, что "несовершенно" не имеет права на существования. Тратятся долгие часы на достижение идеального звука, извлекаемого из муз.инструмента, а свои рисунки я рву и ненавижу то, что я нарисовала. Поначалу мне вроде бы все нравится, я с удовольствием рисую, вкладываю в это душу. А потом обнаруживается какая-то деталь (иногда даже не зримая), которая портит всю картину в целом. Я нахожу это уродливым, мучаюсь, труда жалко, но все равно рву и выбрасываю. Я ничего не могу довести до совершенства. Когда получается все верно, то картинка меня пугает слишком ровными и геометрическими линиями. Пугающей и тоскливой "правильностью", симметрией. Мне она кажется мертвой и тоже не достойной жизни.
На бытовом уровне это проявляется в нежелании выходить в общество. (я же тоже не "совершенная", что я могу людям дать?)За любой, даже самый незначительный промах я себя корю, и морально уничтожаю. И говорю, что больше такого не повторится. При чем, я понимаю всю АБСУРДНОСТЬ такого подхода. Понимаю, что это дурацкий образ мыслей, но сложно избавиться. Если что-то не получилось, то лучше это уничтожить, сломать.
К людям требования тоже завышены до предела. Сложно с ними общаться. Нет терпимости, не снисхождения, нет понимания того, что мир такой, какой он есть. То есть, это как зазубренная истина для меня, но я совершенно не принимаю ее в душе. придираюсь ко всему. Если не вслух, то про себя. Это , конечно, очень мешает.
Если я начинаю чем-то заниматься, то никогда не делаю это поверхностно. Я изучаю все основательно, и постепенно прихожу к выводу, что я знаю ТАК МАЛО. И что надо еще учиться и учиться... А когда же действовать?
Вопрос в следующем - откуда это может идти? Вероятно, из детства, но я, к сожалению, не могу вспомнить ничего такого, что спровоцировало бы это состояние. Как принять мир таким, какой он есть?
Может кому-то вопрос покажется надуманным или бредовым, лучше не отвечайте. Для меня это серьезная проблема.

Відповіді психологів
Александр Сергеевич Горобец психолог
Здравствуйте.
Такое мировоззрение может быть из-за неналаженных отношений с отцом - если вас интересует гипотеза, приближенная к психоанализу.
"Патологический перфекционизм" - это последствия.
Доповнення від автора питання ·
Спасибо, Александр. Меня интересуют любые версии, не только с позиции психоанализа.
С отцом действительно плохие отношения. Только конфликт скрытый. Внешне демонстрируется взаимное обожание. А наладить я не смогу. Очень сложно его уважать. Проделана уже довольно большая часть работы над собой по этому вопросу, но я как бы хожу по кругу.
Буду искать ответ. Еще раз, большое спасибо Вам.
Марат Владимирович Губанов психолог
C точки зрения соционики есть тип людей которые все вокруг пытаются довести до совершенства.Они во всем видят недостатки.Идеал для них практически невозможен.Пределы совершенства безграничны.Поэтому предлагаю вам сравнивать полученный результат не с совершенством а на сколько он по уровню выше результатов остальных людей. А после стараться совершенствовать чужие результаты до своего уровня.
Доповнення від автора питання ·
По соционике мой тип - Гамлет, а не Максим Горький. :) И соционика - это всего навсего способ передачи информации и взаимодействия с миром. У меня не возникает желания всех учить жить и переделывать мир. Просто мне хотелось бы менее критично воспринимать собственные работы, потому что из-за этого я впадаю в ступор. Все кажется ненужным, пустым, бессмысленным. А если посмотреть на работу не глазами критика, а как на свое собственное детище... Вот этого я хочу добиться. Жизни в творчестве, а не идеальной мертвечины. И, кстати, констуктивную, логичную и обоснованную критику, я уважаю. Но когда это уже патология, то это не есть хорошо.
Спасибо за Ваше мнение.
Игорь Васильевич Гумеров психолог
а почему вы не хотите пройти курс психоаналитической психотерапии?
вас в свое время не достаточно понимали, ваши нужды, потребности. а ставили задачи. как снежная королева каю. ложные ценности. напиши слово "вечность" . это ей нужно было. терапевт будет стараться понять что с вами происходит, какие чувства вас обуревают, что вам жочется, в чем вы нуждаетесь... вы и сами с его подачи начнете понимать себя живого. и по подобию будете понимать и других. помните, как герда сказала. тебе же холодно, давай я тебя согрею. ведь кай даже и не замечал что ему холодно. и тут он почувствовал холод и стал замерзать. и с этого все началось.
удачи!
Доповнення від автора питання ·
Игорь Васильевич, это называется "нарциссизм". Страшное такое слово.
Курс психотерапии я прохожу. Но это долго, а помощь мне нужна уже сейчас. Я не совсем понимаю принцип психотерапии. Мне необходимо, чтобы со мной говорили, рассказывали мне в чем моя проблема, а при психоанализе я только говорю сама. Я устала говорить уже. Нечего мне говорить.
Нужен такой метод, где было бы какое-то взаимодействие. Озарение. Не приходит ко мне никакого озарения. Из одной проблемы выходит другая, иной раз надуманная, а главные проблемы не решаются. Вот и все.
Игорь Васильевич Гумеров психолог
это не простой процесс.
а что касается нарциссизма, то не такое это уж и страшное слово. к тому же у вас не нарциссизм. а вообще нарциссические проявления есть у всех нормальных людей.
вы хотите озарения, может потому что не получаете должного участия и понимания, и поэтому не чувствуете облегчения. вам нужен аналитик. причем хороший.и больше сессий в неделю.
Доповнення від автора питання ·
Спасибо Вам за ответ и внимание.
Я не знаю что это, и как называется, я просто предполагаю. Потому что все контакты с миром заключаются в основном в идеализации и обесценивании. Сейчас начался процесс обесценивания психоаналитика. И страх, что она это все в конце концов не выдержит (у меня это уже не в первый раз), и бросит меня.
Боюсь звонить.
А что насчет сказки про Снежную Королеву, то да, есть что-то похожее. мир кажется ограниченным. Проявляется зацикленность на ошибках. Если бы я так точно относилась к себе в раннем детстве, то я бы никогда не научилась ни ходить, ни говорить, ни читать...
Марат Владимирович Губанов психолог
приходите я расскажу вам в чем ваша проблема.первая проблема-все что вам говорят вы отвергаете и атакуете в ответ не прислушиваясь. вам нравится воевать с психологами и обесценивать их, так как самой делать ничего не хотите."Психолог! дайте мне волшебную палочку, скажите что делать и возьмите всю ответственность за мои действия на себя! А я буду ездить на вас свесив ножки и понукать что вы опять мне не помогли.И кричать о помощи на весь мир ища новую жертву (психолога)."
Естественно вас ни один психолог долго не выдержит раз вы не хотите работать самостоятельно.Вам не помощь нужна а чувство и убеждение что все вокруг беспомощьны по отношению к вам.
Доповнення від автора питання ·
Ув.Марат Владимирович, а вас, я вижу задело за живое, да?) Да, вы кое в чем правы, конечно. Мне свойственно воевать с людьми и с самой собой. Возможно, это мой способ восприятия проблемы. Но ваше видение ситуации довольно-таки поверхностно ( я ни в коем случае не хочу задеть ваше самолюбие). Откуда вы вообще можете знать, сколько я уже этим занимаюсь, как я работаю, и что я делаю? Вы меня даже ни разу не видели. А если вы считаете, что я тут сижу и просто сопли по монитору размазываю, то не отвечайте мне, никто же вас не заставляет. Или вам хотелось показать, какой вы умный и сведущий человек? Мои убеждения нашли отклик в вашей душе? С остальными психологами, если вы потрудились прочитать мои ответы, у меня ничего подобного не произошло. Так что сливайте свою агрессию где-то в другом месте.
Начнем с того, что вы мне стали раздавать советы даже не вникнув в мою ситуацию. "Сними квартиру, уедь от родителей, делай что-то по дому" Ваши слова? Ваши. Вы не прочитали, что я давно замужем, живу в другом городе. И, к вашему сведению, свои домашние обязанности я выполняю хорошо, никто не может пожаловаться. Откуда у вас гипотеза, что я недееспособный социофоб, который палец о палец не ударит? Что за экстраполяция?
Вы сами напросились. Так что, кушайте на здоровье. На первый ваш ответ я ответила максимально корректно, но не надо испытывать меня. И знаете что? Думайте, как вам удобно. Мне абсолютно все равно. Я не собираюсь вас в чем-то убеждать. Слишком много чести.
Просто закрываете мою тему и идете дальше. Никто (тем более вы), не заставит меня думать о себе в таком ключе. Я действую. И с этого сайта я не уйду.
Насчет чувства, что все беспомощны. В этом есть доля истины. Но вы забыли одну маленькую деталь. Я на этом сайте для того, чтобы понять и решить свою проблему. А не для того, чтобы меня тут пожалели, и вытерли мне сопли. Такого сроду не водилось. У каждого своя скорость развития. Я очень рада за вас, что вы что-то для себя поняли (если это так на самом деле). А я пока не пойму, то не успокоюсь. И вместо того, чтобы писать мне тут гадости, можно было бы дать какой-то четкий и адекватный совет. Например, как избавиться от чувства, что все беспомощны? Откуда это идет? Какую роль играет в жизни. Почему сформировалось? Это уже вопросы не к вам, естественно.
>>>И кричать о помощи на весь мир - этот сайт для вас называется "весь мир"? Хм, я буду знать. Вообще-то, здесь есть такая функция, она называется "вопросы психологу". Знаете? Так вот я ничем не хуже других, и могу точно также задать свой вопрос, чтобы получить ответ. Ваше уже дело - пройти мимо, или показать всем, какой вы понимающий человек.
Если кто-то ищет помощь и задает вопросы, это еще не значит, что он "истошно вопит на весь мир". Я не знаю, доступно ли это для вашего понимания... Но это уже ваши проблемы.
Я прошу прощения у администрации сайта за флейм. У меня не было другого выхода. Я просто среагировала на провокацию.
Марат Владимирович Губанов психолог
Понятно.
Доповнення від автора питання ·
Не обижайтесь.
Давайте, как-то мирно воспринимать друг друга.
Марат Владимирович Губанов психолог
Я радуюсь.терапия идет успешно.Ваши возмущения помогают Вам избавиться от проблем.Пишите мне еще! Возмушайтесь,
спорьте,можете даже ругаться.Что бы вы не делали присылая мне письма все пойдет вам на пользу.Я принимаю Вас такой какая вы есть.И не оцениваю. Выплескивая гнев вы снимаете отрицательный заряд,стираете проблему и Вам становится легче.Так что гневайтесь уважаемая Archer, гневайтесь! Это начало пути к спокойствию. Это процесс терапии.Вы пришли по адресу.Жду.
Доповнення від автора питання ·
Марат Владимирович, я знала, что мы с вами найдем общий язык.)) В любом случае, этот спарринг пошел мне на пользу. Спасибо.
В корне такого дисбаланса у меня в душе, скорее всего лежит то, что обычно меня воспринимали или крайне негативно или слишком восторженно. Я говорю о раннем детстве. То есть, если я сделаю что-то плохое, то я уже не имею право на существование. Я конченный в своей сущности человек. И только сейчас я понимаю, что человек не становится плохим из-за того, что он один раз оступился. Нужно как-то сохранить у себя в сознании этот баланс. Спокойнее относиться к своим и чужим ошибкам. Понимать, что жизненный процесс невозможен без этого.
А что касается вспышки, то я уже не сержусь на вас. Это был минутный всплеск. Реакция на несправедливые, как мне показалось, обвинения. Просто кем-кем, а лентяйкой и нытиком меня можно назвать в последнюю очередь. У меня очень широкий спектр интересов, и я все время в движении. Проблема только в том, что вектор этого движения направлен не туда, куда мне нужно. Словом, энергия расходуется на душевные переживания, постоянные сомнения и стремление к одобрению. Это самое плохое... Видимо из детского желания "угодить родителям", "быть хорошей".
Сейчас я пытаюсь более объективно оценить свои работы и вижу, что они не так уж отвратительны, как казались раньше. Вопрос не в техническом исполнении, а в том, что я упорно оказываюсь видеть в них жизнь, любовь,движение... Перспективу. Живопись для меня - это не просто изображение объекта и субъекта, это что-то вроде отражения души. А идеал...он мертв. Он заключен в какие-то рамки. И он относителен. Я продолжаю работать.
Пишу это не для того, чтобы получить какую-то реакцию. Я просто пишу. Говорю. Необходимо высказать свои мысли, чувства. Спасибо, что послушали.
Я желаю Вам счастья, любви и творческих успехов.:)
Доповнення від автора питання ·
Уважаемая Эсина Энверовна!
Я не сразу ответила на Ваше сообщение, потому что среагировала на сообщение ниже)). Говорят же, что человек большей частью воспринимает негатив лучше, чем позитив))
>>> восхищена вашим описанием перфекционизма!
Спасибо.:) Описание , может быть, еще ничего, а вот ощущения не из приятных)). Но я знаю, что я справлюсь.
В какой-то мере перфекционизм хорош, и его можно использовать себе во благо. В разумных пределах. Найти бы только этот предел.
>>>гештальт-терапия кстати одно из ответвлений психоанализа, более динамичное и телесное, как по мне.
Я обязательно поговорю об этом со своим доктором. Много слышала об этом методе, но ни разу не использовала. Почитаю на эту тему.
Спасибо Вам.
Вообще хочу сказать, что общение на этом сайте благотворно на меня влияет.:)
Ну все, я ушла рисовать))