Детские страхи. Чего бояться мой ребенок (1,4 года)?
Моєму синочкові 1,4 роки. Десь з року почав боятися темряви. Боїться заходити в кімнату, якщо там не має світла. Та ще й в затемнених місцях йому постійно щось ввижається і він стрімголов, з плачами біжить до мене, а потім оглядується і показує на те місце, де начеб-то щось сидить. Я весь час йому повторюю, що він дуже сильний, бо якщо він може подужати і пукусати маму (ми іноді влаштовуємо бої, переможцем в яких стає мій Макс))) ), то ніхто йому не страшний. Після чого ми йдемо оглядати місце схованки нашого чудовиська і звичайно ж його не знаходимо.
Я розумію звідки беруться страхи в діток скажімо 3-х років і старше, вони можуть боятися сірого вовка із казки чи бабу-ягу, а от в 1-1,5 роки чого можна боятися, а головне як з цим боротися.
Конкретні приклади: вдома у ванну кімнату відкриті двері, показує під ванну, на шторку у ванній, на витяжки, що знаходяться у ванній і в кухні; на лампочки, що блимають на системнику компьютера (він знаходиться в затемненому місці). Коли їздили до бабусі в гості з іконостаса довелося познімати всі ікони, бо боявся того місця і його практично паралізувало, забивався біля мене і сидів дивився в той куток.
І часто помічаю, що грається сидячи спиною до "страшного місця", а потім наче згадує, що там страшно і відразу повертається лицем туду, ну й починає істерити.
Чоловік каже, що я надто цим переймаюся. Можливо воно й так, але якщо дитина по десять разів на день проявляє свої страхи, то можливо це варте уваги???
Буду рада, якщо хтось щось порадить.

Відповіді психологів
Алина Шинкарева психолог
Добрый день!
Ребенка нужно смотреть на очной консультации. В таком возрасте терапия возможна в игровой форме
Юлия Александровна Фалеева психолог
Здравствуйте, Nimbus.
Вы – замечательная мама, что не пускаете «дело насамотек», видите проблему и хотите в ней разобраться.
Действительно на данный момент проблема есть, проблема страхов у Вашего ребенка. И с ней нужно что-то делать.
Довольно часто наши дети переносят наши страхи, то есть, например, если мама боится собак, то в 90% случаев и ребенок начнет бояться собак. При этом сама мама может и не говорить, что собака злая может укусить и пр. Ребенку достаточно и маминых «охов-ахов», маминых жестов, испуга и пр., чтобы ребенку это передалось. Проследите за собой, чего боитесь Вы, как Вы на это реагируете, я не имею в виду только слова, но и жесты, мимику и пр.
И следующий, не менее важный компонент, это отношения между близким людьми, какие отношения у Вас с мужем, с родителями, что видит, слышит ребенок, свидетелем чего он может быть. Это замечательно, что Вы не отмахиваетесь от страхов ребенка, не говорите, что это чушь, что играете с ним в силовые игры, где он выходит победителем и пр.
Но нужно найти причину из-за чего это стало происходить:
1. это может быть Ваша «трансляция» - то есть передача страха
2. негативные эмоциональные отношения между взрослыми, свидетелем которых становится ребенок
3. расставание на какой-то период с мамой и из-за этого сильные переживания, и как следствие, в отсутствие мамы, какие – то предметы, вещи, события повлияли на ребенка, т.е. ему плохо без мамы – а тут еще что-то новое и страшное.
Подумайте, вспомните, какие события к этому могли привести. События уже закончившиеся или еще продолжающиеся.
Пишите.