Где искать силы что бы жить?
Здравствуйте !
Меня зовут Лариса.
Излагаю вопрос вкратце.
Моя жизнь всегда была полна негативных эмоций: <a href="/interview.php?id=60">измена мужа</a>, болезнь матери, тяжелое детство ребенка, муж попал в дтп - тюрьма, 3 года жизни на два "лагеря"-дома и зоны, невыносимое чувство боли за свою жизнь.
Но это в прошлом. Муж уже 3 года дома,ребенок вырос(дочери 16 лет),мать хоть и иногда болеет, но нормально себя чувствует. Но мне легче не стало. Муж как-то сразу после освобождения нашел работу, мы купили машину,все нормализовалось,потом еще одна работа и кризис-потеря работы, продажа машины.После этого жизнь стала похожа на ад,я не преувеличиваю,честно.Пришлось брать деньги у родителей, пенсионеров,отец тогда работал на шахте еще,но вскоре из-за здоровья пришлось бросить работать.Невозможно представить ту боль,когда ты в 47 лет берешь деньги на жизнь у своих родителей. Но по другому я не могла.Муж не работал,я зарабатывала 400 гр. (работала на пол.ставки) муж не работал,нужно было как-то существовать,оплачивать квартиру,что-то есть. Помню было время,что когда не было денег хлеб пекла сама и занимала по 20 грн. на работе.А муж все так-же "искал" работу.И так прошло еще 2 года,почти полтора уже будет в марте.Так и жили,некоторые заработки мужа раз в пол года, родители ежемесячно давали деньги,их тоже не хватало,дочь сначала возмущалась на мое "у нас нет денег"а потом и она привыкла,даже никогда не просила что-то купить,потому что знала мой ответ. Потом мужу удалось заработать значительную сумму денег,мы купили новую мебель,почувствовали жизнь,что называется,но это быстро прошло.Еще одна проблема в том, что муж одержим машинами,все деньги пошли на покупку машины,но тут он снова совершил огромную ошибку-для получение доверенности от хозяина авто он отправил ему в другой город документы и в итоге исчезли и документы и хозяин,а это значит,что нет ни машины ни денег.Муж ходит все время очень злой,недовольный, не знает что делать и целыми днями сидит дома. Брать деньги у родителей стыдно,мать стала презирать мужа,дочь тоже относится холодно и стыдится его.Да,вся загвоздка в муже -он не работает,но он не может найти работу,а может и не хочет?но как ведь его заставишь? ему уже 49,куда возьмут?он во многом виноват. но как мы проживем без него?даже те"редкие заработки"и их не будет.Дочь пугает меня высказываниями "а у той подруги нет папы и они счастливо живут,а мы живем в(простите)говне все время страдаем" что я ей могу ответить?я не знаю.
я не знаю как мне жить дальше и что делать?где искать силы?

Відповіді психологів
Елена Владиславовна Михайлик психолог
Здравствуйте, Лариса.
Вы действительно считаете, что деньги решат все?
Неужели Ваша мама перестала уважать зятя только потому что он не зарабатывает? Если бы она видела, что он к Вам хорошо относится, что занимается ребенком, помогает им,дорожит семьей, но не зарабатывает, то вряд ли бы она перестала его уважать.
Ваша дочь считает, что без отца ей будет лучше? Неужели она его любит только когда он зарабатывает? У детей к родителям безусловная любовь, если родитель интересуется ребенком, если заботится и проводит с ребенком совместно время, то ребенок, обычно, менее остро реагирует на нехватку денег.
Психологи с запросом на третье лицо не работают, менять Вашего мужа - не наше право, поэтому буду писать о Вашем запросе "где искать силы, чтобы жить".
Сначала ответьте себе на вопросы: кому хуже Вам с дочерью или африканским детям? кому хуже Вашей дочери в полной семье, но бедной или сиротам в детдоме? Кому хуже Вам с семьей, дочерью и живыми родителями или женщинам, которые не могут иметь детей и уже потеряли родителей? Есть ли люди с худшим финансовым положением, чем Вы? Вы живете в своей квартире, как я поняла, а представьте, что Вы в этом возрасте снимаете жилье и никаких перспектив на будущее.
Итак, есть люди, которым хуже чем Вам и скорей всего определенный процент этих людей радуются жизни. Счастье очевидно не в деньгах, не так ли?
Да, сейчас все Ваши мысли и чувства сосредоточены на них, но Вы страдаете потому что у Вас нет чего-то необходимого, кто-то страдает от того, что нет вообще еды и одежды, кто-то потому что не может купить подлинник "Мона Лизы". Какое бы у нас не было финансовое положение мы всегда найдем из-за чего пострадать. Сейчас Вы зарабатываете не 400 грн, как когда-то, сейчас Вы не должны жить на два "дома" (дом и тюрьма), сейчас Ваша дочь почти взрослая, муж с Вами и иногда зарабатывает, мама себя чувствует лучше, сейчас Вы в гораздо лучшем положении чем были, но Вас это уже не радует, хотя если бы в тот момент, когда на Вас все это свалилось Вам бы предложили сегодняшние условия - Вы сочли бы их счастьем.
У нас в каждый момент времени есть все чтобы радоваться, можно посмотреть в глаза дочери, можно обнять мужа, пока еще можно просто поговорить с мамой, помолчать с отцом, но все это ценится когда теряется, вот выйдет замуж дочь, уйдут родители, тогда Вы вспомните сегодняшнее время как золотое, но это будет потом. "Зачем ценить счастье, когда оно рядом? Лучше жалеть о нем, когда оно ушло..."
Вспомните что Вы любили? Прогулки? Вышивка? Пение? Вязание? Танец? Рисование? Что Вы любили делать, когда чувствовали себя счастливой?.
Лучший пример, который Вы можете дать дочери не "богатая мама", а "счастливая мама", а счастье это внутреннее состояние и от количества денег не зависит. Да, муж не оправдал Ваши ожидания, да, дочь вместо того, чтоб летом подработать - пугает Вас своими высказываниями, но... ни муж ни дочь не должны соответствовать Вашим ожиданиям, у них свои жизни, свои уроки, свои выборы и ошибки. Ваша жизнь это только Ваше - Ваш опыт, Ваш смысл, Ваши выборы и ошибки.
Подумайте, действительно ли Вам нужна для счастья новая мебель?
Представьте, что у Вас все есть, но отношения с мужем и дочкой остались такими же, а они от количества денег не изменятся, так неужели Вы счастливы с новой мебелью, машиной, одеждой и такими отношениями в семье?
Начните с себя, начните с воспоминания своих маленьких радостей, выделите в день час для себя, в этот час Вас никто из близких не должен трогать, хоть в ванне закрывайтесь, хоть в комнате, хоть выходите гулять на улицу и отключайте мобильный. Займите этот час тем, что Вам хочется, хотите - спите, хотите - читайте, вяжите, танцуйте, рисуйте, пойте, мажьтесь кремом, делайте маски,самомассаж, не важно чем Вы займетесь, главное, что Вы час в день в течении хотя бы месяца оставаться с собой и организовывать себе развлекательную программу на этот час.
Когда начнете возвращаться таким образом к себе - немного успокоитесь и сможете иначе посмотреть на ситуацию.
Дайте организму кроме моральной передышки (в течении часа каждый день) еще немного физической нагрузки (то, что Вы устаете на работе не считается), физическая нагрузка должна быть не большая, но постоянная, например пешие прогулки или небольшой (минут на 5) комплекс упражнений (хотите выдумайте сами, хотите в интернете найдите, можно взять простенькие упражнения из йоги).
Вы долго шли к своему состоянию, так что теперь Вам надо снова идти, но уже в обратном направлении. Те рекомендации, которые я написала финансовых затрат не требуют, все необходимое можно найти в любом доме, так что хотите выбираться - выбирайтесь.
Психолог не делает за Вас работу, просто показывает Вам направление.
Надеюсь, что у Вас хватит желания изменить свою жизнь, если сможете - очень рекомендую очную консультацию.
Удачи Вам.