"Откуда растут ноги" в поведении моего сына? Как наладить отношения?
Моему старшему сыну 12,5 лет. Он хороший, добрый и способный мальчик, но в общении с ним у нас серьезный конфликт. Дима пререкается, хамит, огрызается, обвиняет меня и отца(отчима) во всем. Если причины для ссоры нет - он ее придумает. Просыпается с негативом и засыпает также.
С 4 лет до 10 его воспитывала бабушка. С 10 лет он живет с нами, но наладить отношения между ним, мой и отчимом не получается. Когда меня нет рядом - они замечательно находят общий язык, но когда я рядом - это не реально. Правда бабушка, не смотря на ее возражение, никогда не поддерживала мой авторитет в глазах ребенка. Хочу сказать что его поведение как черное и белое - с одной стороны хам и лицемер, с другой стороны пушистая, несчастная жертва - не предполагает золотой середины. В школе мальчик на хорошем счету и хорошо учится, проявляет лидерские качества, а дома - вампир. Он не успокаивается если не доведет меня до слез. Я каждый день из-за него расстраиваюсь и плачу. Бабушка считает, что я сама во всем виновата, что я плохая мать... Но я его очень люблю, стараюсь сделать все для его блага. Помогите, пожалуйста... Возможно причина и в самом деле во мне?

Відповіді психологів
Нелли Викторовна Дебелая психолог
Здравствуйте, Мирослава. Не совсем понятно из вашего письма, с кем сын ладит, пока вас нет. С отчимом или с бабушкой? Бабушка - это чья мама, ваша или бывшего мужа? Бабушка не смотря на чье возражение не поддерживала ваш авторитет в глазах ребенка?
Я понимаю ваши чувства(когда мы заводим детей, то представляем себе совсем иную картину: уважение, доброта, искренность, доверие и т.д.) На деле же, особенно с переходным возрастом ребенка, все труднее достигнуть желаемого в действительности.
Говорят, что ребенок - это отражение того, что происходит в семье. В большинстве случаев это правда. Поэтому, даже если обращаются взрослые с просьбой помочь понять поведение ребенка, сначала я провожу беседу именно со взрослыми.
В чем причина такого поведения вашего сына я не знаю. Слишком мало информации. Но обнадеживает то, что вы видите не только его вызывающее поведение, но и положительную его сторону. Что касается причин, то могу фантазировать на эту тему: возможно таким образом он пытается обратить на себя ваше внимание. Возможно он мстит вам за то, что воспитывался у бабушки. Может быть он ревнует к младшему ребенку.
Вы говорите, что бабушка не поддерживала ваш авторитет. Дело в том, что авторитет в большинстве случаев зарабатывается не словами, а делами. Проанализируйте свои дела. Как часто в эти годы вы навещали его? Говорили ли по-душам? Интересовались ли его делами? Была ли у вас эмоциональная связь?
Ыы называете сына Цытирую:"с одной стороны хам и лицемер, с другой стороны пушистая, несчастная жертва - не предполагает золотой середины". Лично мне не нравится ни одно, ни другое предположение. Ваш сын ведет себя согласно его жизненной ситуации. У него есть мотив. И он считает, что это единственный возможный способ для достижения своей цели. Какой именно цели- не знаю. Это только он может знать. Я рекомендую вам пойти на очную консультацию к психотерапевту. Так вам будет легче понять, что происходит, и как это исправить. Удачи!