Принятие решений под давлением
У меня проблема с принятием решений в условиях ограничений - под давлением начальства, в условиях нехватки времени, недостатка информации и т.п. Недавно меня тестировали психологи и подтвердили проблему. Никаких рекомендаций или советов я не получил, т.к. целью тестирования было только выявление скрытых проблем, а не их исправление. Поэтому обращаюсь к Вам.
Вот как я это выглядит изнутри. Когда возникает ситуация, в которой мне нужно быстро принять решение, мысли в голове начинают лихорадочно вертеться. Ни одна из них не доходит до определенного конца, только в некоторых есть "проблески" сознания. При этом, даже если есть несколько неплохих идей - в этой круговерти мыслей я половину забываю. В результате в момент, когда надо принять какое-то решение, я могу назвать вообще "что в голову пришло".
Иначе дело обстоит с принятием решений, не требующих спешки или если нету давления извне. В этом случае я делаю несколько подходов к анализу проблемы, иногда даже записываю, складываю в голове точную картину (недостающие факты узнаю, т.к. на это есть время), после чего принимаю разумное, обоснованное решение.
Долгое время я не замечал этого недостатка. В школе и университете, да и в начале работы, редко сталкивался с такими ситуациями. И даже если сталкивался, всегда вокруг были наставники или старшие коллеги, которые выручали. Теперь мой карьерный рост уперся в проблему принятия быстрых решений. Необходимо брать на себя ответственность за все растущее количество решений. А я их принимаю "невпопад". Попытки проконтролировать себя ни к чему не приводят. В рой мыслей о проблеме добавляются еще и мысли о том, что надо успокоиться, упорядочить мысли и на это раз принять верное и обоснованное решение. Уважаемые психологи, скажите, можно ли с этим бороться? Или это врожденное и неисправимое качество мышления/психики/характера?
Заранее спасибо!
С уважением, Александр

Відповіді психологів
Татьяна Витальевна Борисенко психолог
Александр, здравствуйте! Мне очень хочется Вас успокоить, поскольку быстрое принятие решений, на мой взгляд, - это не всегда означает быстрое принятие светлых и верных решений.. :-) Также можно сказать, что импульсивным людям порой нетрудно принять решение очень быстро, а на следующий день сожалеть об этом. И принимать новое, совершенно иное, такое же быстрое решение! :-) И ничего страшного я, например, в этом не вижу. Могу предположить, что Вы привыкли основательно подходить к любой проблеме, задаче: анализировать её, как Вы пишете сами об этом, "взвешивать" все "за" и "против", а затем спокойно делать выбор. Я уверена, что это один из наилучших способов принятия решения! Также может быть такое, что, когда Вы чувствуете, что время лимитировано, Вы невольно начинаете тревожиться, волноваться.. и Вам трудно собраться с мыслями. Если это происходит именно таким образом, и моя нехитрая догадка верна :-), то это - совершенно естественно для Вас, поскольку внешняя ситуация полностью противоречит Вашему внутреннему стилю работы и, в частности, Вашему стилю принятия решений. И в таком случае можно попробовать тренировать себя не в том, чтобы быстро принимать решения, а в том, чтобы доверять себе в любой ситуации - безгранично... верить в то, что Вы уже сейчас, в данную минуту, примете такое решение, которое является самым лучшим в мире! А если вдруг оно - не дай Бог! - окажется самым худшим в мире, ТО ЭТО СОВЕРШЕННО НЕ СТРАШНО, потому что Вы - абсолютно живой человек, который ИМЕЕТ ПРАВО ОШИБИТЬСЯ СТОЛЬКО РАЗ, СКОЛЬКО ВАШЕЙ ДУШЕ УГОДНО! Поскольку все другие люди имеют тоже такое же право и, как ни странно, пользуются им каждый день, открывая для себя много лёгких и трудных неожиданностей!. Главное - не бойтесь сделать СВОЙ шаг - ведь он может быть всегда верным, всегда успешным, только если Вы станете самым лучшим другом для себя самого. Неудачное решение - поддержите себя, удачное - похвалите себя.. Верьте себе, открывайте для себя все свои самые лучшие стороны мышления/психики/характера, - и вскоре Вам достаточно будет лишь прислушаться к себе - и принять самое важное в мире решение - ВСЕГДА ДОВЕРЯТЬ СЕБЕ.
Александр Валентинович Стецков психолог
Очевидно, что проблема принятия быстрых решений связана с принятием ответственности. Из-за этого возникает интенсивная тревога, которая приводит к растерянности. Думаю, Вы описываете состояние схожее с детским переживанием беспомощности. Ваш "внутренний родитель" не может Вас поддержать, Вы, теряетесь когда нужно действовать самому самостоятельно. Это невротическая тревога, то есть, это прорабатываеться психотерапевтически. Способ ищите сами - индивидуальная работа, тренинг уверенного поведения и т.п.