Тошно от собственного отца
Я ненавижу своего отца несмотря на то что он утверждает, что любит меня. Противно даже когда он пытается проявить ко мне ласку. Не хочу чтобы он меня трогал или заглядывал в стеклянные щели на моей двери. Мерзко от того насколько «комфортно» он чувствует себя в нашем доме, что ходит в одних трусах которые даже не удосуживается подтянуть, ходит в туалет не закрывая дверь и даже ёршиком не умеет пользоваться. Под не закрытием двери я имею ввиду что она почти нараспашку открыта, я даже слышу буквально как он тужиться и от этого мне только хуже, не говоря уже о том что он может без стыда чесать свой причиндал или задницу. Он столько всего мне сделал но проблема в том что в основном это всё мелочи, которые накапливаются во мне и я не могу избавиться от чувства отвращения. Я не уверена смогу ли я всё вспомнить, но больше всего я ненавижу его за то что он изменил моей маме, всегда был жадным к деньгам и стебался с меня. Под стёбом я имею ввиду что он всегда говорил мне то, чего я боялась услышать больше всего. Когда жаловалась на то что я не хочу быть высокой, он говорил что все меня будут называть столбом и слоном. Когда плакала потому что не хотела идти на соревнования, он говорил чтобы без первого места я не возвращалась домой. Когда боялась наказания он мог постоянно по дороге твердить что я получу ремня, а когда я в слезах жаловалась на это маме он все это отрицал, выставляя из меня лгунью. Он всё это говорил не в серьёз а с усмешкой, словно ему нравилось наблюдать как я страдаю и он получал удовлетворение выводя меня на эмоции. Сейчас я выросла и это прекратилось, потому что я в принципе больше не показываю ему какие либо эмоции кроме натянутой благодарности за то, что он купил нам еду. Он изменил моей маме когда мне было 13, я долго не могла в это поверить, потому что тогда я более-менее смирилась с тем что у меня такой папа. Я узнала это когда подслушивала их разговор, а на кануне этого я создала семейный чат где он написал что «семья для нас самое главное». Я очень чётко это запомнила, его лицемерие. На день рождения мамы он довёл её до слёз тем, что в своих соц сетях он скрывает что он женат и у него есть дети. ( Он очень молодо выглядит ) Мои родители не развелись, но отец жил от нас отдельно где-то 3 месяца. И я абсолютно не горевала. До сих пор я скучаю по этому периоду и молюсь, чтобы однажды он повторился. В конечном итоге это закончилось и мама его простила, увы. Мама ему меньше доверяет и работает на двух работах, но этот упырь всё равно считает что имеет право руководить её доходами, при этом сам он тратится только на еду и на собственные хотелки. Он даже карманные мне ели как даёт и если честно мне даже стыдно что то у него просить, после того как он вечно делал нас виноватым с младшим братом за то что нам нужна одежда и еда, пока сам подъедает наши сладости, а потом говорит что мы много едим. Он же считает что для меня он "авторитет". Даже мой брат чувствует к нему необъяснимое отвращение, хотя он ещё не знает как отец поступил с матерью, и он особо моего брата не трогает. Я понимаю что мама его любит а не терпит, поэтому надеяться что они разведутся нет смысла, если только он ещё раз не изменит. Хотя я даже не уверена, нет ли у него сейчас любовницы. Я просто не понимаю, что мне делать? Не хочу даже разговаривать с ним. Ему абсолютно плевать на меня но он хочет, чтобы я его любила. Привык что мама любит его безусловно и думает, что я могу так же. Раздражает. Даже сегодня пока я спала он зашёл в мою комнату, разбудил с абсолютно не важным вопросом, и даже не закрыл за собой дверь. Я естественно обратно не заснула потому что пока он разговаривал он ходил по всей квартире как слон. Последнее время у него появилось какое то непонятное желание меня контролировать, что злит меня ещё больше

Відповіді психологів
Настя, Ваше состояние понятно.
Вы пишите, что ненавидите отца, а за этим стоит детская невыплаканная боль, беспомощность, отсутствие защиты, постоянное «прокручивание» в голове обид.
Что делать, если осознание «я ненавижу своего отца» отравляет Вашу жизнь?
Первый и самый сложный шаг Вы уже сделали.
Признали свое чувство и назвали. Разрешили себе это чувствовать. Не «злюсь», не «разочарована», а именно «ненавижу». Вы написали это, вытащили чувство из темных углов подсознания на свет.
Разрешите себе дистанцию. Вы не обязаны поддерживать тесные контакты с человеком, который причиняет Вам страдание, даже если это родной отец. Установите границы. Это может быть сведение общения до минимума, или общение только по необходимым поводам. Ваше душевное спокойствие важнее мнения других людей.
Желательно обратиться за помощью. Проработать отцовскую травму в одиночку почти невозможно. Хороший психолог станет тем самым надежным, принимающим «свидетелем» Вашей боли, которого Вам так не хватает. Он поможет разобрать этот груз по полочкам, отделить свою личность от навязанных ролей, справиться с чувством вины. Конечно, нужно сказать об этом маме.
Самый важный этап — не позволить этой травме разрушать Вашу дальнейшую жизнь. Осознав механизмы, Вы получаете выбор. Вы не обязаны повторять его сценарий в отношениях с близкими. Ваша история может иметь другой финал. Иногда именно осознанная работа над своей травмой становится тем, что исцеляет.
Признание «я ненавижу отца» — это не приговор Вам или ему. Это горькая, но честная точка отсчета для долгого пути к себе. Пути, на котором можно снять с себя ношу чужих проблем (а они есть у Вашего отца, скорее всего его воспитывали точно также), перестать быть вечно обозленной дочерью и наконец стать свободным человеком, который сам строит свою жизнь.
Мы не обязаны обожать своих родителей просто так и несмотря ни на что. Это глупости и выдумки.
Задача родителя – обеспечить заботу и любовь своему ребенку. Ваш отец с этой задачей не справился, не выполнил ее. Поэтому с чего бы Вам пылать любовью к человеку, изводившему Вас? Не с чего.
Семья – это единство, это уважение, это взаимная забота, это бережное отношение и тыл. Ничего из этого,, к сожалению, нет.
Но важно, Вы же ненавидите не всего папу. А его часть. И, кстати, даже понимаете это и замечаете (помните его слова о том, что он любит Вас). Есть папа, которого Вы любите. Есть папа, которого Вы ненавидите. И то и то – Ваш отец. Люди многослойные, с разными частями. И к их разным частям мы можем по-разному относиться. Важно уметь видеть это.
Настя, посмотрите на эту ситуацию как бы со стороны, без эмоций. Родителей не выбирают.
Но Вы совсем скоро станете взрослой, у Вас будут свои дети. И воспитывая их, Вы не допустите тех ошибок в воспитании, которые допускают Ваши родители.
Ненависть к отцу в вашем описании выглядит как результат многолетнего опыта, в котором ваши чувства, границы и доверие неоднократно подвергались испытанию.
То, что вы чувствуете в этой ситуации сильную злость и отвращение выглядит понятной реакцией на длительное нарушение вашего личного пространства и обесценивание переживаний.
И в этом же слышится, насколько тяжело было оставаться с этим одной, без устойчивого взрослого, рядом с которым можно было бы выдерживать и размещать такие переживания.
Здравствуй. В вашем вопросе много боли, жизненной правды и последствий для всех участников этой истории. И похоже, что вы оказались в очень непростом замкнутом круге.
Сейчас вас злит не только поведение отца, но и ощущение, что ваши границы не уважают. Вы не обязаны любить человека только потому, что он ваш отец. Имеете право на свои чувства и на то количество общения, которое для вас комфортно.
Попробуйте спокойно и конкретно обозначать свои границы: "Пожалуйста, не заходи в мою комнату без стука", "Если вопрос не срочный, я была бы благодарна, если бы ты не будил меня. Потом мне сложно снова уснуть".
При этом важно помнить, что отношения мамы с отцом это её выбор и её ответственность. Если есть возможность, поговорите с мамой о том, что вас беспокоит и обсудите бытовые вещи, которые нарушают ваш комфорт, например, чтобы дверь в туалет закрывалась, это важно проговаривать в спокойном тоне. Ваша задача сейчас не менять их отношения, а заботиться о своих границах и своём эмоциональном состоянии.
Обычно борьба только отнимает силы.
Есть ли у вас возможность поговорить с мамой, психологом или другим взрослым, которому вы доверяете?
Edited by author 01.06.2026 07:00
Здравствуйте, Настя!
цитата:
Я просто не понимаю, что мне делать?
Примерно могу себе представить, что происходит в Вашей душе, только примерно. И поэтому мой ответ будет субъективным. Да и каким он может быть по сути, если не субъективным?!
Будет всего два слова ... для начала - ЖИТЬ ДАЛЬШЕ(!)
Что это значит? Это значит ВЫБИРАТЬ себя. То есть свои интересы, свои увлечения и ОБЯЗАТЕЛЬНО свои ценности. Иными словами, то, во что Вы верите - верность, доверие, дружбу, искренность...
Развивать и формировать то, что в последние годы все называют "личностными/психологическими границами"(!)
Это про умение самопредъявляться в отношениях с людьми, включая и свою семью. Уметь конструктивно говорить о своих желаниях и потребностях, имея на то полное право от рождения. Уметь говорить "Нет", когда требования других для Вас неприемлемы. И настойчиво идти за своим интересом.
Отношения с отцом вижу как отдельную тему в общении с психологом. Есть ли у Вас возможность обратиться к специалисту в учебном заведении или социальной службе?
Вы отмечаете -
цитата:
Не хочу даже разговаривать с ним. Ему абсолютно плевать на меня но он хочет, чтобы я его любила.
Главное, чтобы Вы принимали и любили себя, то есть заботились о себе, о своих чувствах, не предавали себя и не ломали себя в ответ на ожидания отца(!)
цитата:
Последнее время у него появилось какое то непонятное желание меня контролировать, что злит меня ещё больше
Хочу уточнить, каким образом Вы обходитесь со своей злостью, на которую, кстати, имеете полное право? Выражаете открыто? Даете понять, что Вам ТАК некомфортно? Прячете злость внутри?
Как ни страннно может показаться, переживаемые сложные ситуации, могут помочь Вам лучше понять себя и природу человеческих отношений в целом. Выдерживая смятение чувств, сохранять полноценный контакт с миром. Ваша жизнь гораздо БОЛЬШЕ, чем отношения с одним родителем(!)
Доповнення від автора питання ·
↩ Реакція на відповідь № № 390726 для Володимир Анатолійович Тарасенко
я прячу злость внутри потому что мои попытки показать что мне некомфортно превращаются в обвинения рода "Понятно. Значит папу ты не любишь" я это отрицаю но он продолжает повторять одно и тоже, и дело в том с какой манерой он это говорит. Не с серьёзным, разочарованным голосом а нарочно «обиженным» , даже не знаю как описать но он начинает дуть губы как ребёнок пока я не скажу ему то что он хочет (то есть заберу свои слова обратно) я их не забираю обратно, и мы просто не разговариваем, однако на следующий день он ведёт себя так будто ничего не случилось, но всё же НЕ ПРЕКРАЩАЕТ. И это касается не только физического контакта, он не выполняет никакую просьбу. Я могу понять, неприятно когда твой ребёнок не хочет чтобы ты его трогал, но когда я не численное количество раз прошу хотя бы закрывать дверь после ухода, когда он зашёл в мою комнату где дверь была изначально закрыта, он даже это не выполняет. Здесь мне многие писали касаемо мамы чтобы я поговорила с ней, но честно говоря это бесполезно. Она будет на его стороне, и поставит меня на место мол я не могу диктовать условия не в своём доме, хотя это не условия а банальная просьба.
Знаешь, то, что ты испытываешь злость, когда нарушают твои границы это очень здоровая эмоция. Она показывает, что тебе не всё равно, как с тобой обращаются. И, честно говоря, в своих рассуждениях ты сейчас демонстрируешь больше зрелости, чем некоторые взрослые люди.
Но иногда дело не только в том, что мы говорим, а и в том, как мы это говорим. Судя по тому, что ты описываешь, твои нынешние способы защиты дают папе дополнительный повод цепляться .
Мне кажется, что для папы очень важно чувствовать себя любимым и нужным. Возможно, стоит как-нибудь спокойно спросить его, по каким признакам он понимает, что его любят?
Вообще умение говорить о своих потребностях без обвинений очень полезный навык. Он пригодится тебе не только сейчас, но и в будущих отношениях, учёбе и работе. А что если посмотреть на эту ситуацию как на тренажёр для развития навыков общения?
Можно попробовать технику НЧПП (Наблюдение -Чувства - Потребность - Просьба):
"Пап, я заметила, что тебе очень важно чувствовать, что тебя любят. И мне тоже важно сохранять с тобой хорошие отношения. Сейчас я взрослею, и мне кажется, что от того, как мы научимся понимать друг друга сегодня, будет зависеть наше будущее.
Я очень благодарна тебе за всё, что ты для меня делаешь. И у меня есть небольшая просьба, пожалуйста, стучись перед тем, как заходить в мою комнату, и закрывай за собой дверь. Мне так спокойнее.
Для меня эта просьба не означает, что я отношусь к тебе хуже. Наоборот, мне важно, чтобы между нами было взаимопонимание".
Не факт, что папа сразу изменится, но такой разговор даст ему гораздо меньше поводов спорить и больше шансов действительно тебя услышать.