Переживания утраты близких
В моем детстве (14 лет) умер отец. Довольно любимый человек. Матери не видела тогда год с 5. В итоге забрали родственники. Со временем начала ощущать что ко мне относятся с неприязню что было довольно большим стрессом так как отец поднимал голос только по необходимости. Доходило и до выгонов с дома зимой и пр. В общем все года до 18 я крутилась как белка в колесе: работа (так как не было на что жить) и учеба. Можна сказать что думать времени не было. Было какое-то чувство что никому то что я делаю ненадо так как отец не увидит а родственикам наплевать на меня. В общем в свои 19 встретила человека который в буквальном смысле на руках носил. Все стало налаживаться: чувствовала и поддержку его и заботу и ради чего стараться было. Планировали семью и детей. Через год знакомства была свадьба. Вот месяц назад он умер. Я просто места в некоторых ситуациях не нахожу... Вобщем, перейду к самому вопросу. Мне не раз говорили что нужно пережить это, но как еще никто не сказал. Заметила что помогает работа, но сейчас тотально одолевает лень, до такой степени что иногда лень выйти на кухню понимая что есть хочу или выйти на улицу покурить. И это не говоря о серьйозной работе! Пытаюсь с кем-то общаться, но всем страшно мне сказать слово и меня это начинает раздражать, хотя понимаю что они не виноваты. Были сильные перепады настроения поперва, но теперь устройчивое состояние которое бы назвала "Отсутствие чувств и желаний". Я понимаю что становится хуже когда дома и ничем не занята. Просьба подсказать на чем сконцентрировать внимание можна, как заставить себя что-то делать (пробывала заставлять- чеще еще хуже) и что вообще нужно иль можна мне делать.

Ответы психологов
Александр Валентинович Стецков психолог
То что Вы описываете можно назвать хроническим депрессивным состоянием. Когда мы теряем близкого, мы не только горюем, но и злимся, потому что нас "бросили". Любовь вызывает бессознательное чувство вины и тогда мы начинаем наказывать сами себя, напр., погружая себя в апатию. Одновременно, внутренне, сохраняя эти чувства, мы продолжаем емоциональные отношения с утраченным объектом а значит отрицаем утрату. Таково психоаналитическое объяснение. Как Вы это показали, у Вас трудности с переживанием утраты, что связанно с потерей первичных объектов любви. Чтобы снять острое состояние необходимо несколько месяцев терапии, для проработки внутренних причин емоциональной незащищенности может понадобиться более длительный срок, поскольку они затрагивают Вашу личность.
Дополнение от автора вопроса ·
Спасибо за ответ. Но или я не так выражаюсь или усердно меня не понимают. Задала вопрос не для диагноза или описания моей ситуации. Понимаю также что намного лутчше обратится к специалисту. Но увы я студентка, родителей нет и мужа в том числе, т.е. финансовых средств на специалиста не найдется пока. Конечно, при любой возможности буду обращаться.
Просьба дать совет как в такой ситуации себя ориентировать, на что ставить акцент.
Татьяна Викторовна Скиба психолог
Здравствуйте Галина!Знаете,сколько лет работаю,всегда невообразимо сложно найти правильные,главное нужные слова,когда сталкиваешься с ситуациями как Ваша.Они все меркнут перед той горечью,болью,бедой,которую Вы переживаете и уже не в перый раз.Утрата близкого человека в течение месяца-это все- таки острая реакция на горе.Тут уж самой природой назначено погоревать,поплакать,потосковать,и выкричаться даже необходимо.А дальше к людям,в работу,учебу,к своим увлечениям,к жизни.Знаю,что написать гораздо легче ,чем сделать,но вместо Вас этого никто не сделает.Помните,что наши близкие живы,пока о них помнят.Это лучшее,что Вы можете сделать для безвременно ушедшего мужа.А Вам жить и в память о нем Вы можете очень многого добиться.Так же согласна с коллегой,на перспективу стоит задуматься о личной психотерапии.Искренне Вам сочуствую.С уважением.