Повышенная агрессивность или домашний садизм?
Здравствуйте уважаемые специалисты.
Обращаюсь к вам за помощью в решении проблемы.
Суть:
У меня дочка 6 лет, ребенок золотой только рассеяный, надо по сто раз повторять чтобы она что-то сделала, а потом еще сто раз напомнить об этом после того как она обратит на мои слова внимание. Сначала я просто кричала, но поняла что криком действовать плохо и решила быть попугаем. Но! Началась школа и с уроками у нас пошла большая проблема, она постоянно отвлекается, крутится, занимается всем чем угодно, но только не уроками. Я не могу сидеть над ней и смотреть как она выписывает каждую буковку, мы пишем по строчке и проверяем, но этот процесс занимает минут 15-20! А задают много и мы сидим до 11 ночи, а еще надо делать устные уроки! И кушать, да и по хозяйству приготовь, убери, постирай, и все это после работы. Я человек терпеливый но не терпимый, всегда раздражали люди слабее и глупее меня (не подумайте, я не считаю себя супер умной, успешной, замечательной и тд, но если мне что-то по силам - это должно быть по силам и другим) и это раздражение всегда сопровождалось ну хоть каким-то унижением такого человека. Есть люди с которыми я себе такого не позволяю, но кипеть внутри не перестаю. И вот теперь такое раздражение начало выплескивается на дочку. Причем до такой степени сильное что я просто не успеваю себя проконтролировать, начала давать ей пощечины. Меня такая ситуация ужасает. Думала что это может из-за того что я просто эмоционально устала, не нормированный рабочий день, 2 года без отпуска, работа творческая дизайн полиграфии (раньше я ее очень любила, а теперь каждый новый заказ вызывает дрожь в коленках, приходится через себя переступать и работать), домашние хлопоты - начала пить успокоительные, меня хватило на неделю, потом взорвало, повезло что позвонил заказчик на которого я и сорвалась, соответственно заказ потеряла, но это меньшее зло. А самое противное что когда я в таком настроении мне хочется и унизить, и ударить, а главное чтобы жертва этого настроения все четко понимала и ощущала.
Я пока не сильно срывалась на дочку и всегда сразу старалась загладить инцидент. Она меня еще не боится и не пострадала. Но мне страшно от таких всплесков, это же можно и ребенку психику нарушить и себе жизнь испортить.
Что вы посоветуете, как мне справиться с ситуацией?
Спасибо

Ответы психологов
Евгений Григорьевич Ольховик психолог
Здравствуйте, Саша. В том, что дочке можно нарушить психику на всю последующую жизнь Вашими эмоциональными всплесками это Вы подметили очень верно. Давайте поговорим сейчас о ней. Вы осознаете, что Вы для нее самый родной и дорогой человек во всем нашем мире? Она открыта и беззащитна перед Вами, даже если бы она и захотела оборонятся, она не может этого сделать. Вы считаете получать оплеухи от своей мамы потому что у нее что-то не ладится на работе и поэтому она сгоняет свои эмоции на своем, замечу своем ребенке справедливо? Девочке 6 лет. Вы себя помните в 6 лет? Она пошла в школу, ее внимание в таком возрасте может концентрироваться не более, чем на 20-30 минут при благоприятных условиях. В чем проявляется ее рассеянность? Всех детей такого возраста можно назвать рассеянными потому что Вы судите взрослыми мерками. Наберитесь терпения, когда будете работать с ней. Уясните твердо одно - детей бить можно только в исключительных случаях, повышать голос на детей можно только в крайних случаях. Приобретете боксерскую грушу, скакалку, беговую дорожку. У Вас много нерастраченной энергии - пусть она уходит в мирное русло. И Ваше здоровье улучшится и взаимоотношения с ребенком наладятся. Мир Вашей семье.
Дополнение от автора вопроса ·
Спасибо что откликнулись.
Отвечу на вопрос о рассеянности.
Вот пишет ребенок буквы, большая-маленькая, пример перед глазами в той же строчке, написано половина рядка, а она берет и пишет 2 большие или 2 маленькие. когда читаешь с ней она не слушает, повторить что было прочитано не может. учим английские слова - она повторяет следом за мной, а когда через слово спрошу какое слово выучили раньше она или говорит последнее или не может вспомнить. складывается впечатление, что ребенок делает что либо механически, не думая, находясь на своей волне...часто прерывается на каком-то действии не доведя до конца, резко переключается с одного на другое (пример: пижаму утром надо положить в шкаф - она ее может взять в руки, не дойдя до шкафа положить на кресло и пойти заниматься чем-то другим, или начать расчесывать куклу и оставить ее с расческой в волосах).
в школе она на продленке до 6 часов, уроки делаем вечером с 7 до 9-11...
Алла Владимировна Саенко психолог
То есть вы "работаете" у дочери "дорожным указателем",показываете,что дальше делать.Пока указываете - она хоть что-то делает.И,видимо,начинаете приходить в отчаяние и ярость от того,что конца этому не видно.Дело в том,что развитие навыка самостоятельности происходит,как и развитие практически любого навыка у ребенка по определенной схеме.Сначала взрослый показывает ребенку как что-то делается,делает вместе с ребенком,потом предлагает это сделать ребенку самому,помогая и поддерживая в сложных местах(если ребенок обращается за помощью,что надо ему предложить.но не навязывать).После ребенок делает сам,допуская свои ошибки,набивая свои шишки и т.д. - и хорошо усваивая этот навык,который становится автоматизированным(о чем часто мечтают родители).Похоже,что вы с девочкой остановились на стадии "взрослый показывает",и никак не уйдете с этого места.Вы говорите,что дочь довольно рассеяна.Она может быть рассеяна по причине того,что у нее нет никакой необходимости быть собранной - эта функция у нее внешняя,так зачем же формировать внутреннюю?Но,возможно,на ее внимание влияет то,как протекают мозговые процессы(у детей сейчас это сплошь и рядом),и тогда неплохо проконсультироваться у невропатолога.Все это про ребенка.Про вас же вот что думаю - а кто вам сказал,что дети должны быть такими,как родители их представляют(и хотели бы...)?Или сложно примириться с неидеальным ребенком?
Дополнение от автора вопроса ·
Спасибо за внимание.
Следовательно я делаю вывод, что нужно дать дочери больше воздуха и, не обращая внимания на свои чаяния, воспринимать ее действия как должное, подстраховывать в нужных местах и все? Дело в том, что она у меня не совсем готова к школе, ей еще играть хочется, но программа сумасшедшая и я боюсь если она с первого класса будет воспринимать учебу несерьезно, то и в дальнейшем будет плохо учится, а там прощай университет с нашими тестами (есть живой пример перед глазами, который не сдал тестирования и теперь карячится на стройке разнорабочим)..но и своими методами боюсь отбить всяческую охоту учится, пробую обходными путями ее заинтересовывать, но мир этих занятий заканчивается когда у меня заканчивается терпение. меня больше беспокоит то что я начинаю кипеть и злится, это очень мешает всем. Вот с этой проблемой надо что-то сделать и тогда с дочерью проблем не будет
Нелли Викторовна Дебелая психолог
Sasha, не могу пройти мимо вашего письма. Ребенок на продленке до 6 часов. А что она там делает? В мое время на продленке тем и занимались, что делали домашнее задание. Сейчас все педагоги кричат о том, что шесть лет - это слишком рано для школы. А у вас ситуация мало того, что 6 лет, да еще и продленка!(а ребенок в таком возрасте ДОЛЖЕН! отдыхать днем т.е. спать). Итак, вшока, потом продленка, а потом еще дома учеба. Т.е. фактически у вашей дочки 14-часовой рабочий день. Это в шесть лет!!! Так что вы от нее хотите? Вам ведь на вашей ненормированной работе не дают пощечин! У ребенка концентрация внимания на одном предмете в 6 лет составляет 10 мин максимум, а не 30, как писал мой коллега. И первые месяцы в школе вообще не рекомендуется напрягаться детям после уроков. Может вам школу поменять, где требования не такие сложные? Честно говоря, я очень сочувствую вашей дочке. И вам тоже сочувтвую, но вы же взрослый человек. Вы хоть как-то умеете контролировать себя. Вот и тренируйтесь. Дочка не умеет концентрироваться, а вы не умеете сдерживаться. Пока не научитесь этого делать, не смейте требовать чего-то от дочки! ей сложнее, чем вам. У нее адаптация в полный рост идет. Еще и дома отдохнуть не может. Так и до нервного срыва недалеко.
Если есть психолог в школе - пообщайтесь с ней. Действуйте, иначе у дочки вообще отпадет охота учиться и зваимопонимания между вами не будет.
Есть ли у вас муж? Как он задействован в вашем быту?
Подумайте, как вы можете конструктивно распоряжаться своим временем. Глажка, уборка и т.д. - это конечно важно, но если есть муж - он может часть обязанностей взять на себя, если его нет - тогда не так уж и много вам приходится убирать для вас двоих с дочкой.
Очень рекомендую посетить психотерапевта. Возможно вы так непримиримы, потому что закрываете глаза на некоторые сферы своей жизни. И легче прессовать ребенка, чем решать свои нерешенные проблемы?
Дополнение от автора вопроса ·
Спасибо за внимание.
Я бы дочку забирала раньше, но с работой просто не получается. На продленке они спят с 13 до 16, потом делают уроки и малявка просто не успевает, + много устного задания. Школа обычная, без супер специализаций, да и переводить ее особо некуда, а возить это лишняя нагрузка. Единственное это учительница. она с сентября месяца решила делать показательный класс полный отличников.
А к психотерапевту даже не знаю куда идти. Я в Киеве кроме Павловки больше ничего не знаю
Дополнение от автора вопроса ·
А еще меня беспокоит что дочери снятся кошмары, она боится темноты и тд. Мы уже и куколок вязали чтобы они охраняли, и при свете ночника спим, сейчас она рисует всяких ужастиков которые ей снятся и они становятся ее друзьями и защитниками. это началось где-то пол года назад, еще до всплесков моей агрессивности. я за это время исключила из ее поля зрения все страшилки, но результат мизерный...
Нелли Викторовна Дебелая психолог
С учительницей разобраться можно очень легко. Ищите единомышленников среди родителей и поговорите с учительницей. Если она не в курсе, то основная задача препода в первом классе(хотя бы первые пол-года!) - это успешное проведение адаптации дошкольника к школе, а не отличные баллы в журнале. От нее сейчас больше нужна материнская поддержка, теплота, принятие и понимание, а не куча заданий. Если учитель не откликнется на это, тогда идите к директору. Расчет прост: если сейчас не заинтересуют детей учебой, они уже никогда не будут ею интересоваться. И в школе будет 30 чел, которые будут срывать уроки, балагурить, и портить аттестацию школы своими оценками. Директору это не выгодно. Так что, все в ваших руках.
Кошмары: они вполне закономерны. Во сне мы переживаетм то, что происходит наяву. Старайтесь больше слушать свою дочку. И, конечно, рассказывайте ей о своих переживаниях. Я не понаслышке знаю, что контролировать себя и не крикнуть - очень тяжело. И не сразу будет получаться, но это сделать возможно. И нужно! Попробуйте вместо крика и рукоприкладства писать доче гневные письма. Читать ей их не надо. Просто старайтесь выплескивать всю свою злость и агрессию на бумагу, а не на дочку. Есть еще одно упражнение: договоритесь с дочкой, что , скажем, вы раз в неделю будете ее ругать(она будет присутствовать), но ругать вы будете ее так: заходите вместе с ней в туалет, открываете крышку унитаза и кричите все, что вы хотели сказать дочке туда. Это очень действенное упражнение.(хотя выглядет, конечно, странновастенько).
И еще один момент: если вдруг окажется, что дочка морально не готова к школе, возможно лучше перевести ее опять в садик, чем давить на нее дальше. Чем не вариант?
Психотерапевтов в Киеве не знаю, посмотрите в базе психологов здесь на сайте, думаю, вы сможете подобрать себе спеца и по цене и по качеству вам подходящего. Удачи вам!
З.Ы посмортите. Очень мозги промывает. У меня кажый раз сердце сжимается, когда я его смотрю. Посмотрите обязательно, пожадуйста:
[ccылка устарела и удалена]
Дополнение от автора вопроса ·
Спасибо Вам огромное, Нелли Викторовна!
Даже успокоилась как-то, и проблема страшной не кажется, по крайней мере с дочкой. А над собой надо поработать...Еще раз спасибо
ПС...ролик прослезил, бьет прямо в точку по наболевшему
Анна Борисовна Карлова психолог
Здравствуйте,Sasha
Захотелось добавить к сказанному коллегами рекомендации по работе над импульсивными вспышками гнева.
Проявление гнева свидетельствует, о том, что Вы находитесь в ситуации стресса.
Рекомендация следующая: заведите себе "дневник гнева" и записывайте туда все ситуации проявления гнева, и какие стрессы этому предшествовали, а так же мысли "обязатели" ( она обязана была..., она должна поступать только так... или она не должна...) и "обвинители" (она(он) сделала это специально, что бы вывести меня из себя; она(он,они) меня не понимают). А так же стало ли Вам легче после такого "срыва"?
Подумайте и запишите в своём дневнике: есть ли какие-то другие способы реагирования на ситуацию без "обязателей", "обвинителей" и нападок? Подумайте: как Вы можете ослабить стресс? (отвлекающее, успокаивающее занятие, юмор: посмотреть на ситуацию со смешной стороны). Есть ли более эффективные способы реагирования на ситуацию, чем гнев?
Если Вы справились с ситуацией гнева более конструктивно- "Я молодец". Через некоторое время Вы сами научитесь справляться с ситуацией другими способами.
И ещё: в этом возрасте ведущая деятельность ребёнка, благодаря которой он познаёт мир-игровая. Поэтому, старайтесь обучать ребёнка, вводя в занятия элементы игры. Удачи.