Фобия
Добрый день.Мне 21 год и у меня ситауция такая:Я почему-то жутко боюсь умереть от недостатка сна.Все случилось пол года назад.Я пытался уснуть,но так и не смог и когда я лежал,ко мне в голову стали приходить нехорошие мысли по поводу того,что я больше не смогу спать и в итогу все закончится плачевно.Просто я знаю,что есть такая очень редкая болезнь,когда человек прекращает спать и от этого погибает. Я понимаю,что это бред,но так сильно из-за этого переживаю.Я со страхом смотрю на часы,боясь того времени,когда нужо будет идти спать.Если я не усну в течение пол часа,то я начинаю волноваться и от этого я точно не засыпаю.Но если я например проснусь посреди ночи,то я без волнение попытаюсь уснуть.Скажите,что делать?Спасибо!

Ответы психологов
Александр Владимирович Степанов психолог
Уважаемый Федя! Вы описали лишь симптом. Для выяснения причин и способов преодоления проблем нужно достаточно много дополнительной информации о Вас, Вашей жизни, здоровье, деятельности.
Виктор Тарабейн психолог
Дорогой, Федор. На самом деле причин нарушений сна может существовать целое множество,но из ваших слов ваш страх основан на иллюзии, ложном веровании и носит навязчивый характер, так как в теле закрепилось особое ощущение, связанное с первым опытом появления этого страха. И каждый раз ложась спать срабатывает память тела, которая отсылает вас в тот первый эпизод на котором вы застряли. Своего рода перемотка назад пленки кассеты и просмотр фильма от начала до конца. Чтобы избавиться от страха надо усвоить новый позитивный опыт телесного расслабления(символически сна), память о котором сотрет предыдущую запись. Можно также выяснить причину появления этого беспокойства и поменять ваше отношение к тем событиям, которые происходили пол года назад, так как любая фобия связана прямой параллелью с определенными ситуациями в вашей жизни. Но подозреваю,что самому вам это сделать будет нелегко,желательно пройти серию психотерапевтических сеансов у профессионала.Можете проделать следующие упражнения перед засыпанием:
-лежа в удобной для вас позе,c закрытыми глазами,попробуйте вспомнить последнее событие/действие из прожитого дня,например как вы чистили зубы перед сном,затем предыдущее и т.д.,до того момента,когда вы проснулись;
-обратный счет,например начиная с цифры 1000;
-когда лежите,просто отслеживайте физические механизмы тела: как поднимается и опускается грудная клетка во время дыхания,как тяжелеет ваше тело с каждым выдохом и усиливается давление на кровать,прислушивайтесь к звуку вдыхаемого воздуха и т.д.
Эти упражнения направлены на переключение вашего внимания с тревожных мыслей на другие процессы, что по крайней мере ослабит ваше беспокойство,и в результате у вас появиться возможность погрузиться в сон. И подумайте вы ведь считали, что это приведет вас к смерти еще пол года назад,но вы все еще живы.Не наводит ли это на мысль что это самообман?)
Удачи.