Разрыв отношений с другом: как справиться с негативными эмоциями?
Уважаемые психологи, я хотела бы попросить у вас совета в сфере межличностных отношений.
У меня был хороший друг, старше меня на несколько лет, мы оба из одного круга и у нас было много общего, мы учились и работали в одной сфере, было много общих интересов, не говоря уже о ценностях, представлениях о жизни и пр. Мы доверяли друг другу и всегда были готовы помочь, вместе пережили разное, могли доверительно поговорить практически обо всем. Так продолжалось несколько лет. При этом уточню - я замужем, мы с мужем любим друг друга. Мой друг женат и у него есть сын, мы все друг с другом были хорошо знакомы и даже периодически общались семьями. Внезапно за пару дней все изменилось - он по нарастающей проявил ко мне гораздо большее, чем дружеские чувства. Для меня это было неожиданно, хотя теперь я уже допускаю мысль, что могла просто чего-то не замечать. В этот момент и я вдруг посмотрела на него совсем другими глазами, с новой для меня стороны, как бы увидела в нем не мужчину-друга, которого я давно и хорошо знаю, а мужчину-партнера. Дошло практически до интимных отношений, но я так и не смогла на это решиться, хотя в тот момент этого хотела, - ведь мы оба несвободны, что это может повлиять на отношения в семьях. Пару дней мы молчали, а потом он затеял разговор под предлогом разобраться в том, что происходит. При этом даже не при личной встрече. Он высказал мне массу неприятных вещей, среди которых: что все наше с ним общение он даже не может назвать дружбой, что я была для него лишь приятным эпизодом, приключением, присутствовать в моей жизни он не собирался и не собирается. Мне показалось, что он при этом был неискренен, пытался навязать мне свое видение ситуации, где мне отвел роль женщины, испытывающей к нему чувства, на которые он ответить не может (он же женат). Сказал, что я и моя семья будем от этого страдать, поэтому он принял решение не продолжать со мной таких вот отношений. Потом он стал убеждать меня в том, что есть достойные люди, которые меня ценят и любят, взять хотя бы мужа, и тому подобное. Я даже не сразу поняла, что он имеет в виду, а когда осознала, мне стало больно. Но я постаралась взять себя в руки, решила, что раз он так настроен, то продуктивного разговора не получится, тем более на пике эмоций. Но это было очень тяжело.

Ответы психологов
Дополнение от автора вопроса ·
Смогла сказать только, что у меня другая оценка того, что случилось, изложила ему свои соображения, что чувствую, при этом ценю то общение, которое у нас до этого было, и оно меня вполне устраивало. Но он просто выслушал и прервал разговор. Всю следующую неделю он избегал меня (мы часто видимся по работе), а потом уехал на несколько месяцев и мы не общались. Какое-то время было нелегко - я переживала, хотя со временем вроде бы все пришло в норму. При этом я не думаю, что он осознанно хотел причинить мне боль и, возможно, таким вот образом по-мужски просто попытался разрешить сложившуюся ситуацию, пусть так, как умел, но с другой стороны, мне от этого было не менее неприятно. Может, мы по-разному смотрели на одни и те же вещи. Теперь мы снова вынуждены очень часто видеться, но мы почти не общаемся. Я понимаю, что вернуть прежние отношения вряд ли возможно и готова принять факт их отсутствия, хотя, бывает, иногда скучаю по легкости и теплоте нашего общения. Нам еще работать вместе. Однако, когда я его вижу, меня периодически накрывает чувство какой-то горечи, ощущение недосказанности, вопрос о том, почему он попытался объясниться со мной в такой форме. Эмоции на самом деле просто ушли куда-то глубже, но, видимо, окончательно не исчезли. Я не знаю, как их отпустить. Подскажите, пожалуйста, как можно справиться со своими негативными эмоциями? И еще, я не уверена, но может, стоит попытаться с ним еще раз поговорить?
Анна Борисовна Карлова психолог
Здравствуйте, Елена.
Инстинктов ещё никто не отменял. И тот простой факт, что он мужчина, а Вы женщина сыграло в Ваших отношениях "злую шутку". У всех у нас в процессе взросления формируются определённые защитные механизмы, которые помогают нашей психике эффективно функционировать при этом не травмируясь. Понятно, что в одном письме невозможно всё написать и разъяснить, что бы это было Вам достаточно понятно. Однако, пока Вы общались на уровне "сестра-брат" было всё нормально и нежелательные импульсы проскальзывали мимо Вашего сознания, но незаметно перейдя в другой срез отношений "мужчина-женщина" Вы актуализировали внутренний конфликт между Вашими эмоциями и нравственными принципами "Эмоции на самом деле просто ушли куда-то глубже, но, видимо, окончательно не исчезли." Знаете, что такое задеть мужское самолюбие? А Вы это сделали с Вашим другом...не специально, просто так получилось. И его монолог к Вам был монологом отвергнутого "внутреннего мужчины", который он адресовал Вашей "внутренней женщине". И пока актуальный конфликт существует между отдельными частями Вашей психики, нормальное общение не может быть. Никто за Вас этот конфликт не сможет решить, только Вы сами. И однозначного ответа то же не может быть, типа: сделайте так...Нужна очная работа с психологом.Удачи.
Дополнение от автора вопроса ·
Анна, большое спасибо, что откликнулись, и за Ваши разъяснения. Я понимаю, о чем именно идет речь в Вашем ответе. Буду обращаться к психологу для очной работы.
С уважением,
Елена