Затянувшийся личностный кризис. С чего начинать работу над собой?
Я чувствую в себе огромный интеллектуальный потенциал, но не могу найти себе места в жизни. Проблема корнями уходит в детство, однако призраки прошлого до сих пор мучают меня. Отца у меня никогда не было. Когда мне было 12, мать, проработавшая всю жизнь школьным учителем, впервые попала в психиатрическую больницу, с тех пор как минимум раз в год она принудительно оказывается в стационаре. Она больной человек, у нее сложный характер по умолчанию. Обычно или не обращала на меня внимания, или унижала – самыми различными способами. Одноклассники меня тоже травили, однако когда мать впервые попала в больницу (работала в моей школе, там же ее госпитализировали), перестали меня трогать. Тем не менее, выпустилась я с серебряной медалью. Учиться мне нравилось всегда, к тому же, прилежных учеников любят и хвалят учителя – это был единственный способ для меня получить какую-то ласку и поощрение. До золота не дотянула, потому что к десятому классу мне все безумно надоело. Уже тогда мне ничего не хотелось. Впрочем, оставалась единственное желание, благодаря которому я могла двигаться вперед – получить высшее медицинское образование. Сразу после школы я поступила в НМУ на бюджет, хотя на меня давили окружающие. Мне говорили, что у меня ничего не выйдет, никто не верил, что у меня достаточно способностей, чтобы учиться там (без взяток). К тому же, мать ежедневно попрекала меня каждым съеденным куском, каждой гривной, выданной на проезд. Это было ужасно. Уже на первом курсе я начала подрабатывать, дабы иметь хоть какие-то карманные средства – на проезд, шампуни и т.д., но мать не понимала, что я не могу физически зарабатывать достаточно для того, чтобы платить за квартиру, покупать еду и одежду, и пилила меня с удвоенным энтузиазмом. Меня хватило на три семестра учебы (причем заслужила стипендию за 1й курс), а потом я все бросила. Ушла из любимого университета. Предала свою мечту, не выдержав постоянного давления. Начала пить, курить. Вышла замуж за первого же постоянного парня, лишь бы не жить с матерью. В итоге живем с дядей мужа – алкоголиком и бывшим зэком, властной свекровью и ее пожилой матерью. Не задерживаюсь ни на одной работе больше трех месяцев, поступила в вуз на нелюбимую специальность, бросила все опять на 1ом же курсе. Я больше не могу так жить.Помогите мне, пожалуйста,хоть советом, потому что материальной возможности сходить к психотерапевту у меня нет.Цель – преодолеть вечное чувство вины, апатию,научиться защищать свое право на самореализацию.

Ответы психологов
Дополнение от автора вопроса ·
Извините за некоторую нескладность - пыталась уложиться в 2500 знаков. :(
Леся Николаевна Яковлева психолог
Bridge, вы ещё очень молоды, а по рассказу как-будто вам около 40 лет - такая безнадёжность и обречённость. Вы многое пережили и несколько раз проиграли, но всё же ищите выход из ситуации. Если бы вам было 40, то, возможно, стоило бы приспосабливаться и учиться жить дальше в этой ситуации. Но вы ещё можете реализовать себя, наверстать упущенное. Возможно, вас травили всю жизнь потому, что чувствовали ваш потенциал. Когда люди ослеплены завистью, то стараются уничтожить и перекрыть кислород.
Поверьте в себя. В ваших словах чувствуется житейская мудрость, рассудительность.
Есть ли у вас ребёнок? Какие отношения с мужем? Может ли он вас поддержать? Есть ли возможность жить не с родителями мужа?
Мать ваша больной человек и заслуживает только жалости, сочувствия.
Чувство вины и апатия преодолеваются постепенно. А свои права всегда защищайте, опираясь на закон. Жизнь - это борьба и в ней нет места для отдыха или апатии.
Алевтина Дмитриевна Шевченко психолог
Наоборот, Bridge, хорошо пишете:и логично, и грамотно. Чем на жизнь зарабатываете? Можно было бы и писанием:)Сейчас скажу спорную вещь: давно считаю учительских детей группой риска по психологическому благополучию.Обобщение всегда приблизительно, но упор на внешний контроль, являющийся в семьях учителей привычным явлением, может не дать сформироваться каким-то важным механизмам собственных мотиваций, желаний и ответственности, вот эту апатию, о которой Вы пишете. Но Ваше эго продолжает развиваться, Вы нашли путь отделиться от матери, искать свой путь. Ваше письмо такое живое! Если любите учиться, не пропадёте. Сейчас коллеги , думаю, дадут Вам более конкретные рекомендации, а я просто поделилась настроением от Вашего письма. У нас же здесь всё добровольно, по желанию:)
Татьяна Викторовна Скиба психолог
Здравствуйте!Честно скажу,ну вот задело за живое Ваше письмо!Всегда говорю своим клиентам,что недостаток средств-это не повод отказывать себе в помощи.Если сочтете необходимым,то милости просим на неоплачиваемую консультацию.
Виктория Николаевна Ересько психолог
Здравствуйте, Bridge!
"Преодолеть вечное чувство вины, апатию,научиться защищать свое право на самореализацию", это правильная цель.
Людям с чувством вины, очень сложно брать что-то от мира, если они берут это усиливает чувство их вины, они чувствуют себя хуже, если не берут, чувствуют себя так же плохо, чувствуют пустоту, незащищенность, никчемность. Они оказываются в замкнутом кругу, не могут принять помощь, и не могут без помощи.
Но, осознаваемое чувство, не имеет уже такой власти, Вы осознаете, что мать (возможно в силу собственного нездоровья), всячески поддерживала в вас это чувство вины. Вы можете смотреть на него состороны и понимать, иногда, насколько оно объективно. Попробуйте начать "брать" помощь и внимание других людей. Вам кллега предлагает бесплатные консультации, начните с них, это первый шаг к получению своего права на самореализацию. Когда способность принимать, разовьется, Вы сможете вкладывать в свое развитие деньги, и не чувствовать вину за это, не чувствувать внутри себя попреки за каждый "съеденный кусок", и сможете двигаться в своем развитии дальше, используя Ваш потенциал. Удачи Вам!
Дополнение от автора вопроса ·
Извините, что так долго не отвечала - как-то не было возможности.
Вот еще год прошел в борьбе с собой. Полгода поработала на фрилансе. Опять решила учиться, но учеба не идет совсем. Вероятно, на следующей неделе меня отчислят за прогулы и неуспеваемость. Мне это безразлично, стыдно только немного перед родственниками.
Я устала бороться. Хочется только тишины, покоя, побыть в одиночестве, бросить семью и уехать в другой город. Но мне страшно это делать, тем более я очень ценю свою команду и боюсь потерять все, что у меня есть. Меня беспокоят собственные проблемы с алкоголем - едва ли не каждый день я пью как минимум пиво, чтобы расслабиться.
И еще - я потеряла двух очень близких друзей за этот период (ссора). И ко всему прочему несознательно отталкиваю от себя новых знакомых, которых хотела бы видеть друзьями в будущем.
Это ужасно: стремясь к отдыху и одиночеству, я теряю все самое ценное.
Дополнение от автора вопроса ·
Ну, и отвечу на заданные вопросы. Хотя, боюсь, это уже не очень актуально. :)
Ребенка нет и не планируем. Отношения с мужем так себе, если честно. У него серьезная игровая зависимость. Деньги зарабатывает только его мама из всей семьи, ну и я немного подбрасываю в общий бюджет. У нас с мужем не очень простые отношения, он ко всему прочему очень ревнивый и ограничивает меня в передвижениях, заставляет отчитываться за каждую минуту, проведенную вне дома, и т.д.
Да, и спасибо за теплые отзывы.